Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Яницкая С. С. А.П. Сумароков и формирование жанровой традиции русского романса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2009. Т. 9, вып. 2. С. 53-?.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

А.П. Сумароков и формирование жанровой традиции русского романса

Авторы: 
Яницкая С. С., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Аннотация: 

Рассматривается  роль  А.П.  Сумарокова  в  формировании  жанровой традиции романса в русской поэзии ХVIII в. выявляются 
характерные признаки раннего русского романса как одного из жанров песенной лирики, который в процессе своего становления активно взаимодействовал с элегией.

 

Список источников: 

1  См.: Ливанова Т.Н. Музыка доглинкинского периода. 
М.; Л., 1946. С. 13; Чередниченко Т. Песенная поэзия 
А.П. Сумарокова // Традиции русской музыкальной 
культуры ХVIII века: Сб. статей. М., 1975. Вып. ХХI. 
С. 136.
2  См.: Гудошников Я.И.  У  истоков  русской  лирики 
(А.П. Сумароков как поэт-песенник) // Филологиче­
ские науки. 1970. № 3. С. 14–24; Луцевич Л.Ф. Поэзия 
А.П. Сумарокова: Дис. … канд. филол. наук. Л., 1980; 
Луцевич Л.Ф. Психологическая лирика (песни) А.П. Су­
марокова: Лирический субъект в песенной поэзии 
классицизма // Проблемы изучения русской литера­
туры XVIII века. Л., 1982. Вып. 5: От классицизма к 
романтизму. С. 11–22; Трубицына В.В. Эстетические 
и художественные начала русской лирики и драмы в 
творчестве А.П. Сумарокова (песни, трагедии): Дис. 
… канд. филол. наук. Барнаул, 2006.
3  Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории 
жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика: 
итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 108.
4  Там же. С. 109.
5  Там же. С. 113.
6  Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1978. Т. 3. С. 336.
7  Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. Л., 1939. 
С. 303.
8  Хованский Г.А. Мое праздное время, или Собрание 
некоторых мелких сочинений и переводов в стихах. 
СПб., 1793. С. 24.
9  Зритель. СПб., 1792. Ч. 1. С. 59–61.
10  Санкт-Петербургский Меркурий. СПб., 1793. Ч. 3. 
С. 111–113.
11  Александр Петрович Сумароков (1717–1777): Жизнь и 
творчество: Сб. статей и материалов / Сост. Е.П. Мстис­
лавская. Рос. гос. б-ка. М., 2002. С. 5.
12  Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литерату­
роведение: Учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 1991. 
С. 44.
13  См.: Русский биографический словарь. Том «Суворова 
– Ткачев». М.; СПб., 1912.  С. 152. См. также: Левашо-
ва О.Е. и др. История русской музыки. М., 1990. Вып. 1. 
С древнейших времен до середины ХIХ века. С. 142.
14  Булич Н. Сумароков  и  современная  ему  критика. 
СПб., 1854. С. 19.
15  Там же. С. 103.
16  См.: Веселовский А.А. Любовная лирика ХVIII века. 
К вопросу о взаимоотношении народной и художе­
ственной лирики XVIII века. СПб., 1909. С. 107. Глава 
«Поэзия сердечного воздыхания (Романс в русской 
литературе ХVIII века)», посвященная анализу со­
держания и стиля произведений этого жанра и разгра­
ничению романса как «поэзии салонной, комнатной», 
характеризующейся «условным приятным стенанием», 
прециозным языком «ломаных метафор», с другими 
видами «внутренней лирики» (Там же. С. 93–134), 
положила начало исследованию данной проблемы, ко­
торая до сих пор остается недостаточно разработанной 
в нашем литературоведении.
17  См.: Розанов И.Н. Литературные репутации. М., 1990. 
С. 401.
18  См.: Сельванюк Р.М. К вопросу о рукописных источ­
никах «Собрания разных песен» М.Д. Чулкова // Учен. 
зап. Костром. пед. ин-та. Кострома, 1960. Вып. 7. С. 328; 
Берков П.Н. Ломоносов и литературная полемика его 
времени. 1750–1765. М.; Л., 1936. С. 108.
19  Праздное время, в пользу употребленное. 1760. 26 авг. 
С. 140–141.
20  Трудолюбивая пчела. 1759. Ноябрь.

21  См.: Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура 
XVIII века в ее связях с литературой, театром и бы­
том. Исследования и материалы: В 2 т. М., 1952. Т. 1. 
С. 66.
22  См.: Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Тал­
лин, 1992. Т. 1. С. 248–268.
23  Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, 
описанные им самим для потомков: В 2 т. М.; Л., 1931. 
Т. 1. С. 169.
24  Здесь и далее при цитировании произведений Сумаро­
кова в квадратных скобках указываются том и страница 
издания: Сумароков А.П. Полное собрание всех сочи­
нений, в стихах и прозе…: В 10 ч. М., 1781–1782.
25  Российская Эрата, или Выбор наилучших новейших 
российских песен, поныне сочиненных. СПб., 1792. 
Ч. 1. С. ХI.
26  Гуковский Г.А. Сумароков и его литературно-общест­
венное окружение // История русской литературы: 
В 10 т. М.; Л., 1941. Т. 3. Литература XVIII века. Ч. 1. 
С. 349–350.
27  При этом под № 49 и 114, а также 17 и 72 напечатаны 
одни и те же тексты соответственно «Стражду влю­
бившись, красота твоя…» и «Позабудь дни жизни 
сей…».
28  Сиповский В.В. Русская  лирика.  Пг.,  1914.  Вып.  1. 
ХVIII век. С. 307.
29  В ХVIII – начале ХIХ в. под песней понималась не толь­
ко жанровая, но и родовая форма. Так, в «Кратком руко­
водстве к российской словесности» (1808) И.М. Борна 
«собственно так называемая песня», представляющая 
область лирической поэзии, включает в свой состав 
романс, дифирамб, эпиталаму, водевиль, балладу (см.: 
Борн И. Краткое руководство к российской словесно­
сти. СПб., 1808. С. 129). И в современном литературове­
дении песня осознается не только как конкретный жанр, 
как «одна из форм словесно-музыкального искусства» 
(Лазутин С.Г. Песня. КЛЭ: В 9 т. М., 1968. Т. 5. С. 711), 
но и как категория наджанровая, чем обосновывается 
необходимость жанрового деления песенной лирики 
(см.: Сорокин В.Б. О жанрах песенной лирики в русской 
литературе ХVIII века // Жанровое своеобразие произ­
ведений русских писателей ХVIII–ХIХ веков: Сб. науч. 
тр. М., 1980. С. 8–16).
30  В новейшем справочном издании понятие «песня» 
трактуется как «совокупное определение стихотворных 
произведений разных жанров (альба, канцона, кант, 
романс, гимн), предназначенных или используемых 
для пения, а также написанных в форме стилизации 
народных песен» (Джанумов С.А. Песня // Литера­
турная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. 
А.Н. Николюкина / Ин-т науч. инф. по обществ. наукам 
РАН. М., 2001. С. 742).
31  Это стихотворение, помещенное в новиковском из­
дании в разделе песен, адресовано немецкой поэтессе 
Анне-Луизе Карш – «германской Сафе» (см.: Русская 
литература – век ХVIII. Лирика / Сост., подгот. текстов 
и коммент. Н. Кочетковой, Е. Кукушкиной, К. Лаппо-
Данилевского и др.; Вступ. ст. Н. Кочетковой. М., 1990. 
С. 662).
32  Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М., 1975. С. 5.
33  В  поэзии  ХVIII  в.,  как  правило,  с  риторическими 
фигурами сочеталось междометие «о», с «нежными» 
– «ах» (см.: Холшевников В.Е. Основы стиховедения: 
Русское стихосложение. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1972. 
С. 155–156). У Сумарокова в «нежных» восклицаниях 
или обращениях нередко, как и в данном случае, ора­
торское «о» заменяло «ах», приближаясь к нему по 
эмоциональному содержанию.
34  См.: Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991. 
С. 85–123.
35  См.: Левашова О.Е. История русской музыки. С. 194–
195, 197.
36  См.: Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. 
Россия: история и культура. СПб., 2005. С. 407.
37  Гуковский Г.А. Ранние работы по истории русской 
поэзии ХVIII века / Общ. ред. и вступ. ст. В.М. Живова. 
М., 2001. С. 115.
38  Фризман Л. Два века русской элегии // Русская элегия 
XVIII – начала XIX века. Л., 1991. С. 12.
39  В отличие от романсов поэта, его элегии написаны 
только от лица мужчины, поэтому неизменным их 
адресатом является женщина.
40  Шарафадина К.И. Жанр послания в лирике А.С. Пуш­
кина: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1985. 
С. 10.
41  В скобках указаны порядковый номер элегии и страница 
VIII тома ПСВС (М., 1781–1782).
42  См.: Луцевич Л.Ф. Поэзия А.П. Сумарокова. С. 19–20.
43  См.: Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семио­
тика. М., 1998. С. 464–480.