Направления социальной активности пожилых людей


Образец для цитирования:

Марунова Т. Р. Направления социальной активности пожилых людей. //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология, 2014 Т. 14, вып. 2. С. 55-?.


Процесс старения общества существенно
изменяет его возрастную структуру. С каждым
годом число людей третьего возраста увеличи-
вается, возрастает их роль и значимость во всех
сферах общественной жизни. В связи с этим ак-
туальной становится задача создания «общества
для всех возрастов», конструирования позитив-
ного образа старости, эффективного использо-
вания потенциала геронтологической группы
населения.
Социальная активность – деятельность лич-
ности, индивида, направленная на удовлетво-
рение потребностей, создание благоприятных
социальных условий, реализацию социальных
инициатив, формирование активной жизненной
позиции. Показателями социальной активности
являются мотивированность, желание и инициа-
тивность субъектов. Социальная активность лю-
дей старшего возраста заключается, главным об-
разом, в деятельности, направленной на семью и
родных, удовлетворение собственных интересов
и потребностей. Однако изменения в обществе
приводят к постепенному расширению сфер де-
ятельности и интересов пожилых людей, к раз-
нообразию форм социальной активности. Это, в
свою очередь, способствует устранению чувства
одиночества и отчужденности в старших воз-
растных группах.
Социальная активность пожилых людей за-
висит как от субъективных (личностных качеств
отдельного человека, уровня его образования,
его мотивации и жизненной позиции), так и от
объективных факторов (отношения общества к
пожилым людям, совершенствования социаль-
ного управления, согласования интересов и дей-
ствий различных социальных институтов)1.
В качестве причин снижения социально-эко-
номического статуса пожилых людей в обществе
в научной литературе выделяются следующие:
прекращение трудовой деятельности, низкий уро-
вень пенсии, отсутствие у большинства пожилых
людей других источников доходов и помощи со
стороны родственников, высокие расходы на опла-
ту жилищно-коммунальных услуг и медицинское
обслуживание; слабая адаптация к новым услови-
ям жизни, невозможность повысить уровень об-
разования, невостребованность на рынке труда в
связи с возрастом; слабое здоровье2.
Сегодня социальный статус пожилых людей
в России находится на довольно низком уровне.
Не случайно у многих пожилой возраст ассоци-
ируется исключительно с болезнями, снижением
всех видов активности, выходом на пенсию, оди-
ночеством и бездеятельностью. Это противоре-
чит тому факту, что большинство людей пенси-
онного возраста довольно долго сохраняют свою
социальную и личностную активность. Не стоит
забывать также и об огромном жизненном и про-
фессиональном опыте старшего поколения.
Основная проблема современного россий-
ского общества и государства заключается в том,что социальная и государственная политика на-
правлена в основном на молодое поколение как
наиболее динамичную и развивающуюся соци-
ально-демографическую группу. Настало вре-
мя обратить внимание на старшую возрастную
группу и если не полностью обеспечить ей до-
стойное материальное обеспечение, то дать воз-
можность для реализации своего неистраченно-
го потенциала, проявления активности и оказать
разного рода поддержку. Главными особенно-
стями социальной активности пожилых людей
являются: инициативность, непритязательность,
эмоциональность. Все это приводит в результате
к более успешному достижению поставленных
целей и задач.
Таким образом, социальную активность
пожилых людей можно охарактеризовать как
деятельность, направленную на изменение об-
щественной среды и формирование социаль-
но активных качеств личности, зависящей во
многом от настроения, самочувствия и субъ-
ективного состояния пожилого человека. Про-
сматривается определенная закономерность в
направлениях деятельности лиц пожилого воз-
раста. Можно определить конкретные виды де-
ятельности, наиболее характерные для данной
социально-возрастной группы: трудовая, обще-
ственно-политическая, семейно-бытовая, куль-
турно-досуговая, образовательная деятельность.
имеют место различного рода общественные
объединения и организации. Все эти направле-
ния деятельности способствуют более успешной
интеграции в новый социальный статус, раскры-
тию и реализации накопленного опыта, сохра-
ненной энергии саморазвития.
Продолжение трудовой деятельности позво-
ляет пожилому человеку самореализоваться, не
чувствовать себя ненужным и отстраненным от
повседневности. Мотиватором к этой деятельно-
сти выступают жизненные потребности лично-
сти, стремление в определенной мере повысить
свой профессионализм или поделиться имею-
щимся опытом, оставаться и в пенсионном воз-
расте нужным и востребованным. Обществен-
но-политическая и социальная деятельность
проявляются в соответствии с личностными по-
требностями в форме участия пожилых людей в
различных видах деятельности. Все это позволя-
ет им ощущать себя способными контролировать
самостоятельно свою жизнь, стать востребован-
ными и активными участниками общественных
отношений, стать не потребителями социальных
услуг и помощи, а активными организаторами
и активистами различных обществ, советов и
клубов. Задача состоит в том, чтобы создать ус-
ловия для активной жизни именно в тот период,
когда подступают старческие болезни, слабости
и недомогания. Решить многие проблемы старо-
сти призван принцип активизации ресурсов для
улучшения социального положения представи-
телей третьего возраста.
Семейно-бытовая сфера определяет семей-
ные обязанности и ритм жизни. Семья пред-
ставляет собой матрицу любого проявления
социальной жизни в старости. Усиливается по-
средническая функция пенсионеров, которая
реализуется в том, что пожилые члены семьи
нередко являются своего рода мостиком между
родственниками, связующим звеном в межлич-
ностных отношениях, хранителями истории се-
мьи, традиций, семейных альбомов и воспоми-
наний о «семейном дворе».
Культурно-досуговая и творческая деятель-
ность способствуют более успешной социаль-
но-психологической адаптации пожилых лю-
дей, возрастанию активности и стремлений во
многих сферах жизнедеятельности. Активный
досуг и творческая деятельность позволяют лю-
дям старшего поколения развивать креативное и
нестереотипное поведение, осваивать зачастую
новые для себя виды искусства, находить твор-
ческие подходы в решении жизненных ситуаций.
Свободное время становится более структуриро-
ванным, что в то же время не мешает им зани-
маться давно любимыми видами деятельности и
осваивать новые.
Образовательная деятельность способствует
личностному развитию пожилых людей, сохра-
нению их активной жизненной позиции и при-
общению к изменениям современного информа-
ционного общества. Геронтологические данные
позволяют сделать вывод о том, что структурные
изменения, обусловленные возрастом, не явля-
ются препятствиями для включения представи-
телей третьего возраста в образовательный про-
цесс. Люди в зрелом и более старшем возрасте
обладают хорошей организацией памяти, спо-
собностью к верным суждениям относительно
неопределенных жизненных ситуаций. Кроме
того, обучение в третьем возрасте – наиболее
эффективная форма тренировки психических
функций. Важным итогом образования в третьем
возрасте должно стать позитивное изменение
имиджа пожилых людей в обществе, инициация
разных форм активности.
Активная жизненная позиция позволяет раз-
вивать и удовлетворять различные потребности
пожилых людей, а именно: в новых знаниях и
образовании, коммуникации, самовыражении,
поддержании нормальной бытовой сферы и се-
мейных отношений. Сегодня необходимо соз-
дание условий для увеличения и реализации
социальной активности людей пожилого воз-
раста. На данный момент корпус эмпирических
данных свидетельствует о негативных явлениях,
имеющих место в геронтологическом секторе
социальной жизни: уровень стресса людей стар-
ших возрастных групп неизменно выше, чем у
молодых, отмечается тенденция его роста у пен-
сионеров; пенсионеры по возрасту относятся
к группам повышенного суицидального риска.
Существуют разнообразные геронтологическиериски: социальная изоляция, бедность, вдовство,
плохое самочувствие, болезни, нарастание сте-
пени зависимости, отсутствие собственного жи-
лья, семейного уюта, которые неблагоприятно
отражаются на пожилых людях, попадающих в
группу социальных аутсайдеров.
Нужны новые подходы к решению тради-
ционных социогеронтологических вопросов,
связанные со становлением мирового информа-
ционного пространства, новыми геронтотехно-
логиями. Необходимы активные действия госу-
дарства в направлении повышения социальной
активности людей пожилого возраста:
– содействовать активизации интеграции
граждан третьего возраста во все сферы жизни
общества;
– содействовать распространению позитив-
ного имиджа старости в обществе;
– совершенствовать социальные програм-
мы, мероприятия, направленные на людей стар-
шего возраста;
– обучать квалифицированные кадры для
специальных служб, деятельность которых на-
правлена на удовлетворение потребностей и
осуществление гарантий граждан пенсионного
возраста.

Литература

1 См.: Интегрированная старость : практики социального
участия / под ред. М. Э. Елютиной. Саратов : Изд. центр
«Наука», 2007. С. 89.
2 См.: Старость в современном российском обществе :
интеробъективный и интерсубъективный контексты /
под ред. М. Э. Елютиной. Саратов : Изд-во Сарат. гос.
техн. ун-та. 2010. С. 54.

стр. 55
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF):