Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Мирзаханов Д. Г. ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОЛИТИЗАЦИИ ИСЛАМА В 1990-е гг.: ОБЩЕРОССИЙСКАЯ И ПОВОЛЖСКАЯ ПРОЕКЦИИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 204-?. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-2-204-208

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОЛИТИЗАЦИИ ИСЛАМА В 1990-е гг.: ОБЩЕРОССИЙСКАЯ И ПОВОЛЖСКАЯ ПРОЕКЦИИ

Авторы: 
Мирзаханов Д. Г., Дагестанский государственный технический университет
Аннотация: 

В статье исследованы попытки построения устойчивых общероссийских политических партий и движений на исламской основе. Доказано, что создаваемые в 1990-е гг. мусульманские партии и объединения не сумели стать эффективным каналом для политической репрезентации мусульманского населения ни в общероссийском масштабе, ни на поволжском региональном властно-политическом уровне. Мусульманское партийно-политическое строительство было использовано некоторыми активистами в качестве ресурса для рекрутирования в общероссийскую политическую элиту через общефедеральные электоральные механизмы

Список источников: 

1 См.: Валиахмед Садур : Законы шариата не распространяются на тех, кто не живёт по этим законам. С членом Совета улемов Исламской партии возрождения, пресс- секретарём партии Валиахмедом Садуром беседует Александр Верховский // Панорама. 1992. № 1 (31), апрель. URL: www.panorama.ru/gazeta/p31ipv.html (дата обращения: 27.10.2011).

2 Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. М. : Московский центр Карнеги, 1998. С. 134–135.

3 См.: Ковальчук А. Исламские общественно-политические объединения в России // Отечественные записки. 2003. № 5 (14). URL: www.strana-oz.ru/2003/5/islamskieobshestvenno-politicheskie-obedinenya-v... (дата обращения: 17.01.2008).

4 Там же.

5 Мухарямов Н. Ислам в Поволжье : политизация не- состоявшаяся или отложенная? // Ислам от Каспия до Урала : макрорегиональный подход : сб. ст. / под ред. К. Мацузато. М. : РОССПЭН, 2007. С. 16–17.

6 См.: Малашенко А. Указ соч. С. 142–143.

7 См.: Мухарямов Н. Указ. соч. С. 17.

8 См.: О политических партиях : федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ. Ст.

9. «Ограничения на создание и деятельность политических партий». URL: www. cikrf. ru/law/federal_law/2001_95fz.html (дата обращения: 20.02.2016). 9 Мухарямов Н. Указ. соч. С. 23.

10 Лидеры поволжского тюрко-татарского ислама даже жаловались федеральным властям на экспансию кавказского и центральноазиатского ислама. Так, во время встречи бывшего представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе М. Бабича с исламскими деятелями округа пермский муфтий М. Хузин и бывший муфтий Татарстана И. Файзов говорили о масштабном религиозном переселении с Северного Кавказа в Поволжский регион, об угрозах, которые могут представлять диаспоры, о том, что в «волнениях в мечетиКул-Шариф были замеченытоварищи сКавказа, в основном дагестанцы, которые представляют какие- то силы, негативные силы» (О чем говорят российские муфтии. Отрывок стенограммы встречи полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе с представителями мусульманского сообщества 26 апреля 2012 г., г. Оренбург. URL: www.ansar.ru/person/2012/7/17/31891 (дата обращения: 28.05.2012)). В. Якупов говорил об угрозе деисламизации татар, чьи мечети «немедленно захватывают более ушлые южные соседи» (Якупов В. Мера ислама (к проблеме адекватного конкретно-исторического понимания вечных шариатских истин). Казань : Иман, 2004. С. 25).

11 Мухаметшин Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана. Казань : Иман, 2005. С. 193.

12 Джемаль Г. Освобождение ислама. М. : Умма, 2004. С. 199.

13 URL: dumrt.ru/ru/concept/ (дата обращения: 12.05.2016).

14 Якупов В. Мера ислама (к проблеме адекватного кон- кретно-исторического понимания вечных шариатских истин). С. 38–39.

15 См.: Якупов В. М. «Устав»ная литература Духовных управлений мусульман Татарстана – важный источник в изучении новейшей истории мусульманского сообще- ства Татарстана. Казань : Иман, 2006. С. 25, 52–54, 79. URL: islamrt.ru/book/proekt%20ustava%20DUMRT.pdf (дата обращения: 24.11.2012).

16 Такая политика проводилась в Саратовской области руководством Духовного управления мусульман Саратовской и Пензенской областей и его лидером М. Бибарсовым. Это уникальная в своём роде практика, направленная на формирование исламских центров, в которых реализуются образовательные, благотво- рительные, информационные и другие миссии. Как отмечают местные исследователи, «политика Бибар- сова – это последовательная и продуманная попытка реставрации дореволюционного положения татарской мусульманской общины.., попытка воссоздать социальные отношения 19 века» (Филатов С. Религиозная жизнь Поволжья. Прагматичное христианство // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М. ; СПб. : Летний сад, 2002. С. 59–60). Однако за пределами Саратова такое социально-религиозное строительство не имело места.

17 Об этом подробнее см.: Мухаметшин Р. Ислам в общественно-политической жизни Татарстана в конце XX века. Казань : Иман, 2000 ; Терентьева Т. В., Беляков Р. Ю., Сафаров М. Ф. Республика Татарстан : политические партии, движения, лидеры : метод. пособие. Казань : Изд-во Аппарата Президента РТ, 2003.