РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА


Образец для цитирования:

Рассадина Т. А., Репина Е. И. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Математика. Механика. Информатика.2018 Т. 18, вып. 2. С. 149-?. DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-2-149-154


Рационализация сознания и поведения рассматривается в статье как одна из характерных особенностей современных обществ, пропитывающая все сферы жизнедеятельности различных социальных субъектов, включая молодежь. Статья посвящена анализу тенденций рационализации профессионального выбора будущих технических специалистов, обладающих особой инженерно-технической рациональностью. В основе статьи – результаты эмпирического исследования, выполненного методом фокус-группы, проведенного среди будущих пилотов гражданской авиации. Исследование показало, что наиболее типичным является рацио нальный продуманный выбор будущей профессии, хотя не исключено наличие спонтанного, даже вынужденного выбора. Важнейшим агентом влияния на выбор является семья, определяющая не только выбор профессии, но и ее привлекательность. Профессиональный выбор имеет полимотивированную детерминацию, в которой «сплетены» «внутренняя» (по отношению к деятельности) мотивация (интерес к данной сфере, желание стать компетентным специалистом, ориентация на получение хорошего образования) и «внешняя» (престиж и перспективность работы, материальное благополучие, потребность оправдать надежды родителей и т. д.). Информанты продемонстрировали высокую рационализацию, прагматизацию профессионального выбора, его направленность на целевые аспекты будущих профессиональных траекторий, ориентирующих акторов в соответствии с целью, средствами ее достижения и побочными последствиями. Исследование показало абсолютную осознанность и рациональность выбора девушками профессии, культура которой традиционно является маскулинной. Выбор не «женского» вида профессиональной деятельности был сопряжен с преодолением социальных стереотипов, предубеждений. Есть гендерные отличия рациональности. Доказано, что выбор профессии не только зависит от способностей к освоению определенных компетенций, он также отражает конкретную систему ценностей личности, будущий социокультурный тип специалиста.

Литература

1 См.: Анкин Д. В. Рациональность и рационализация в философском дискурсе // Эпистемы. 2004. Вып. 3. С. 102–116. 

2 См.: Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М. : ПрогрессТрадиция, 2003. 

3 См.: Давыдов Ю. Н. М. Вебер и проблема интерпретации рациональности // Вопр. социологии. 1996. Вып. 6. С.71–77. 

4 См.: Култыгин В. П. Теория рационального выбора – возникновение и современное состояние // Социс. 2004. № 1. С. 27–36. 

5 См.: Пригожин А. И. Современная социология организаций. М. : Интерфакс, 1995. 

6 См.: Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 

7 См.: Карташев Д. Е. Рациональность как социальный феномен : автореф. дис. … канд. филос. наук. Саранск, 2009. 

8 См.: Труфанов Д. О. Универсумная социологическая теория рациональности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4. URL: http://www.teoria-practica.ru/-4-2012/sociology/trufanov.pdf (дата обращения: 15.12.2017). 

9 См.: Константиновский  Д.  Л.  Образование и жизненные траектории молодежи : 1998–2008 годы. М. : ЦСПиМ, 2011 ; Чередниченко Г. А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи). М. : ИС РАН, 2012 ; Профессиональные стратегии и ценностные ориентации молодежи в условиях экономического кризиса : информ.-аналит. отчет / под ред. Ю. Р. Вишневского, Л. Н. Банниковой, М. В. Певной. Екатеринбург : УрФУ, 2010 и др. 

10 Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность : Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М. : Политиздат, 1991. С. 73. 

11 Там же.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: