Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Зорин А. Н. "Сюжет в форме диалога": жанровая ремарка пьес Тургенева. Интерпретационный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2009. Т. 9, вып. 2. С. 70-?.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

"Сюжет в форме диалога": жанровая ремарка пьес Тургенева. Интерпретационный аспект

Авторы: 
Зорин А. Н., Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Драматические произведения Тургенева – результат его экспериментов в области жанра. Поиск новых сценических форм – такую задачу ставил он себе в условиях кризиса отечественного театра. Психологизация драмы, комедия и спрятанные в ней архетипические сюжеты античных трагедий, свободное смешение традиционных сюжетов и коллизий – все это, в той или иной степени, закодировано в авторской ремарке, определяющей жанр. Интерпретаторы тургеневских пьес уже больше века пытаются разгадать эти коды.

Список источников: 

1 Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.:
В 12 т. М., 1978–1985. Здесь и далее ссылки на произведения
И.С. Тургенева даются по этому изданию, с
указанием номера тома и страницы.
2 Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17 т. М.; Л., 1949. Т. 11.
С. 141.
3 Там же. Т. 13. С. 282.
4 См.: Бонди С.М. Драматургия Пушкина // Бонди С.М.
О Пушкине. М., 1978; Финк Э.Л. Эпичность русской
драмы // Вестн. Самар. гос. ун‑та. Сер. Литературоведение.
2001. Вып. 3. С. 73–79 и др.
5 См.: Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические
исследования. Л., 1972. С. 208–239; Ли-
стов В.С., Тархова Н.А. К истории ремарки «Народ
безмолвствует» в «Борисе Годунове» // Временник
Пушкинской комиссии. Л., 1982. С. 96–102; Михайло-
ва Н.И. К источникам ремарки «Народ безмолвствует
» в «Борисе Годунове» // Временник Пушкинской
комиссии. Л., 1986. С. 150–153 и др.
6 Театральный нигилист [А.А. Соколов]. «Месяц в деревне
» И. Тургенева // Петербургский листок. 1879.
18 янв.
7 Цит. по: Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1979.
Т. 2. С. 654.
8 Даль В.И. Словарь живого великорусского языка: В 4 т.
М., 1990. Т. 2. С. 776.
9 Ожегов С.В., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского
языка. М., 1993. С. 384.
10 Тучкова-Огарева Н.А. Воспоминания. М., 1959. С. 280–
281.
11 См.: Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1978.
Т. 2. С. 692.
12 Созина Е.К. Архетипические сюжеты и литературные
мотивы в пьесах И.С. Тургенева // Драма и театр.
Тверь, 2002. Вып. 4. С. 61–62.
13 См.: Созина Е.К. Архетипические основания поэтической
мифологии И.С. Тургенева (на материале
творчества 1830–1860 годов) // Архетипические структуры
художественного сознания. Екатеринбург, 1998.
С. 68–73; Муратов А.Б. Романтическая драма Тургенева

«Неосторожность» // И.С. Тургенев: Вопросы биографии
и творчества. Л., 1990. С. 25–32. Лотман Л.М. История
русской драматургии. ХVII – первая половина ХIХ века.
Л., 1982. С. 490; Вишневская И.Л. Театр Тургенева: Некоторые
вопросы интерпретации классики на советской
сцене. М., 1989. С. 93; Гроссман Л.П. Театр Тургенева.
Пг., 1924. С. 67–80; Собенников А.С. Динамика жанров
в драматургии И.С. Тургенева // Судьба жанра в литературном
процессе. Иркутск, 1996. С. 22–29 и др.
14 Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1955. Т. 8.
С. 96.
15 Созина Е.К. Архетипические сюжеты и литературные
мотивы в пьесах И.С. Тургенева. С. 61.
16 Гроссман Л.П. Указ. соч. С. 34.
17 Белинский. В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1958. Т. 12.
С. 164.
18 Там же.
19 Цит. по: Пави П. Словарь театра. М., 1991. С. 257.
20 Гончарова‑Грабовская С. Жанровая модель трагикомедии
в русской драматургии конца ХХ века // Драма и
театр. Тверь, 2002. Вып. 3. С. 58.
21 Guarini G.B. Compendium of Tragicomic Poetry.
N.Y., 1974. P. 3–24.
22 Guthke K. Modern Tragicomedy: An investigation into the
nature of the genre. N.Y., 1966. P. 79.
23 Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978. С. 295.
24 Кипнис М. Трагикомедия как жанр драматургии: Генезис
и особенности развития: Автореф. дис. … канд.
филол. наук. Киев, 1990. С. 7.
25 Гончарова‑Грабовская С. Указ. соч. С. 59.
26 Там же. С. 58.
27 Созина Е.К. Архетипические сюжеты и литературные
мотивы в пьесах И.С. Тургенева. С. 56.
28 Гроссман Л.П. Указ. соч. С. 67–80.
29 Созина Е.К. Архетипические сюжеты... С. 57.
30 Смелянский А. Концерт для скрипки с оркестром // Театр
Анатолия Эфроса. М., 2000. С. 284–285.
31 Там же. С. 289.
32 Юсипова Л. Молодой месяц // Коммерсант. 1996. 10 окт.
С. 7.
33 Там же.
34 Сергеева А. «Две женщины»: сценическая версия комедии
И.С. Тургенева «Месяц в деревне» // http://www.
theatre.ru/review/lenkom.html/
35 Там же.