Izvestiya of Saratov University.

Sociology. Politology

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


For citation:

Samakov N. V. Countering anti-Russian economic sanctions: 2022–2023. Journal Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 1, pp. 113-119. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-1-113-119, EDN: RSQANU

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Full text PDF(Ru):
Language: 
Russian
Article type: 
Article
UDC: 
327.8:341.655
EDN: 
RSQANU

Countering anti-Russian economic sanctions: 2022–2023

Autors: 
Samakov Nikita V., St. Petersburg State University
Abstract: 

The article provides an analysis of measures designed to counter anti-Russian sanctions. Countering sanctions is considered in the context of ensuring economic security. The article reveals decision making in the field of countering economic sanctions. It identifies the main directions of measures introduced to help the economy to adjust to the restrictions and to counter the threats posed by the new sanctions. Ensuring economic security in the context of sanctions is carried out at two levels: national and subnational. The framework and main directions of the respective policy are determined at the national level. The president of Russia determines the guidelines of the internal and foreign policies of the state, issues decrees and orders defining the particularities of a policy. The Government and the Federal Assembly of the Russian Federation implement policies determined by the president and generally influence economic security of the country. Thus, when the new sanctions were imposed, the president issued several orders designed to support certain sectors of the economy and strengthen the economic sovereignty and also defined new priorities for foreign economic cooperation – The Commonwealth of Independent States (CIS), Asia, Africa and Latin America. At the subnational level, regional authorities determine more specific policies within the framework formed at the national level. The common directions of measures designed to counter the sanctions at the regional level were the following: import substitution, stimulation of export activity, formation of new logistics chains, enhancement of cooperation between Russian regions, development of some other directions for foreign trade, formation of a more attractive investment climate. However, the set of tools and resources regional authorities used more actively in the context of countering the new sanctions differs from region to region.

Reference: 
  1. Россия занимает первое место в мире по числу введенных санкций // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5249730 (дата обращения: 14.07.2023).
  2. Кеффер Л. Матвиенко считает, что негативные прогнозы о российской экономике не оправдались // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5735356 (дата обращения: 19.07.2023).
  3. Ткачёв И., Дзядко Т., Виноградова Е. Экспорт российских товаров в 2022 году установил рекорд // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/03/2023/640f35739a7947254d6f8154 (дата обращения: 15.07.2023).
  4. Титов А. Б., Михеенко О. В. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 46–49. EDN: XRJPMD
  5. Манохина Н. В. Экономическая безопасность : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2014. 320 с.
  6. Экономическая безопасность: Производство – Финансы – Банки / под ред. В. К. Сенчагова. М. : Финстатинформ, 1998. 621 с. EDN: TNFURF
  7. Яшин С. Н., Пузов Е. Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит. 2006. № 3 (207). С. 31–36. EDN: NBXNOZ
  8. Чурикова Е. А. Механизм обеспечения экономической безопасности государства и его регионов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1, ч. 1. С. 42–48. EDN: VWOBLP
  9. Саликов Ю. А., Золотарева И. И., Бородкина Т. А. Угрозы экономической безопасности региона // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. № 1 (71). С. 490–496. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-490-496, EDN: YTNJPT
  10. Илаев Ш. А. Региональные интересы и угрозы экономической безопасности региона как составной части экономической безопасности России // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5. С. 205–209. EDN: QZDQYP
  11. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности». URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/QZw6hSk5z9gWq0plD1ZzmR5cE... (дата обращения: 28.08.2023).
  12. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. Доступ из справ.- правовой система «Гарант».
  13. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) : указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 (утратил силу). Доступ из справ.-правовой система «Гарант».
  14. Законопроект № 346758-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя”». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/346758-8 (дата обращения: 14.08.2023).
  15. Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70412 (дата обращения: 18.08.2023).
  16. Михаил Мишустин утвердил план первоочередных мер по обеспечению работы российской экономики в условиях частичной мобилизации. URL: http://government.ru/news/46753/ (дата обращения: 15.08.2023).
  17. Правительство выделило более 3 млрд рублей на обслуживание кредитов для системообразующих предприятий промышленности и торговли. URL: http://government.ru/news/48917/ (дата обращения: 15.08.2023).
  18. В Петербурге разработан пакет мер поддержки экономики в условиях санкций. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/233836/ (дата обращения: 20.08.2023).
  19. Город выделяет субсидии для поддержки экспортеров. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/ 243702/ (дата обращения: 21.08.2023).
  20. В Москве действует масштабная антикризисная программа – Сергей Собянин. URL: https://www. mos.ru/mayor/themes/12299/8928050/ (дата обращения: 12.08.2023).
  21. Сергей Собянин: Перед регионами стоят задачи по импортозамещению нового уровня и качества. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/8251050/ (дата обращения: 12.08.2023).
  22. Завод «Москвич» заключил один из крупнейших в мире контрактов на поставку электромобилей для такси и каршеринга – Сергей Собянин. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/9237050/ (дата обращения: 12.08.2023).
  23. Сергей Собянин: Почти 80 процентов контрактов Москвы на портале поставщиков – закупки товаров отечественного производства. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/9274050/ (дата обращения: 12.08.2023).
  24. Офсетный контракт по производству лекарственных препаратов обеспечит импортозамещение и независимость от внешних поставок. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/243603/ (дата обращения: 17.08.2023).
  25. Александр Беглов о ПМЭФ-2022: Мы сделали ставку на качество инвестиций в экономику города. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/240965/ (дата обращения: 17.08.2023).
  26. В Югре будет создана первая особая экономическая зона. URL: https://gov.admhmao.ru/vse-novosti/ 7897882/ (дата обращения: 20.08.2023).
  27. Создание НТЦ «ЮНИТИ ПАРК» в Югре поможет достижению технологического суверенитета страны. URL: https://gov.admhmao.ru/vse-novosti/8282429/ (дата обращения: 20.08.2023).
  28. В Татарстане создан «Центр импортозамещения». URL: https://mert.tatarstan.ru/index.htm/news/2068309.htm (дата обращения: 21.08.2023).
Received: 
17.09.2023
Accepted: 
25.11.2023
Available online: 
01.03.2024
Short text (in English):