Cite this article as:

Artamonov D. S., Tikhonova S. V. Meming in the Russian Memory Politics. Izvestiya Saratovskogo Universiteta. New series. Series: Sociology. Politology, 2018, vol. 18, iss. 4, pp. 450-456. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-4-450-456


UDC: 
32.019.52+930.85
Language: 
Russian

Meming in the Russian Memory Politics

The article deals with the question of the Internet memes role in the implementation of the memory policy. The authors propose their own concept of memes and introduce the concept of “meming”, fixing the process of creating memes. Historical memes are created for political purposes, contribute to the formation of historical memory and group identity. They can reflect the official state policy of the memory or oppose it. The meme is considered as a new form of myth information, reflecting the desire of a modern mass Internet user to consume entertainment content. Historical meming is the most important tool of memory policy implemented in the digital environment.

Literature

1. См.: Миллер А. И. Роль экспертных сообществ в политике памяти России // Полития. 2013. № 4 (71). С. 114.

2. См.: Петелин Б. В. Гельмут Коль : отвечая на вызовы истории // Журнал региональной истории. 2017. Т. 1, № 2. С. 12.

3. См.: Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М., 2007.

4. См.: Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок ; пер. с фр. Д. Хапаевой. СПб., 1999.

5. См.: Ассман Я. Культурная память : письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. М., 2004.

6. См.: Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Часть третья. Память культуры. История и семиотика // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000 ; Его же. Память в культурологическом освещении // Там же ; Его же. Память культуры // Там же.

7. См.: The Invention of Tradition / eds. E. Hobsbawm, T. Ranger. N. Y., 1983.

8. См.: Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестн. Евразии. 2000. №. 1. 47–62.

9. Поцелуев С. П. Символическая политика : констелляция понятий для подхода к проблеме // Полис. 1999. № 5. С. 62.

10. См.: Тульчинский Г. Л. Историческая память в символической политике и информационные войны // Философские науки. 2015. № 5. С. 26.

11. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с фр. ; отв. ред. пер. Н. А. Шматко. М. ; СПб., 2007. С. 95.

12. См.: Малинова О. Ю. Символическая политика : контуры проблемного поля // Символическая политика : сб. науч. тр. Вып. 1 : Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. М., 2012. С. 5–16.

13. См.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева ; вступ. ст. С. Баньковской. М., 2001.

14. См.: Докинз Р. Эгоистичный ген / пер. с англ. Н. О. Фомина. М., 1993.

15. См.: Савицкая Т. Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры. URL: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2013/... (дата обращения: 25.09.2018) ; Дабежа В. В. Изучение феномена вирусной информации : к истории вопроса // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 19 мая 2017 г.) / сост. О. Ф. Автохутдинова ; Урал. фед. ун-т. Екатеринбург, 2017. С. 110–144.

16. См.: Шомова С. А. Политический интернет-мем : сущность, специфика, разновидности // Бизнес. Общество. Власть. 2015. № 22. С. 31.

17. См.: История страны : ставим «отлично», в уме держим «неуд» // ВЦИОМ : [сайт]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3581 (дата обращения: 18.09.2018).

18. См.: Сидоров А. И. Исторические мифы и возможности современных медиа // История : электрон. науч.-образоват. журн. Т. 9, вып. 6 (70). URL: https://history.jes.su/issue.2018.2.6.6-70 (дата обращения: 18.09.2018) ; Айзенштат М. П., Бобкова М. С., Мереминский С. Г., Сидоров А. И. История и миф : кто кого? // Локус : люди, общество, культуры, смыслы. 2017 № 4. С. 133–137.

19. См.: Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / пер. с англ. Д. Борисова. М., 2003.

20. См.: Memejacking : использование мемов для достижения маркетинговых задач // Cossa : [сайт]. URL: https://www.cossa.ru/152/20238/ (дата обращения: 18.09.2018) ; Memejacking : что это и с чем его едят? // FreshIT : [сайт]. URL: https://freshit.net/memejacking/ (дата обращения: 18.09.2018) ; Мемы в рекламе и брендинге // Sostav.ru : [сайт]. URL: http://www.sostav.ru/news/2012/12/29/memy/ (дата обращения: 18.09.2018).

Status: 
одобрено к публикации
Short Text (PDF): 
Full Text (PDF):