Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Кузьмина Е. В., Гончарова Н. В. Формы взаимодействия предприятий и учебно-образовательных структур при подготовке кадров для инновационных предприятий региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 254-262. DOI: 10.18500/1818-9601-2021-21-3-254-262

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.334.23

Формы взаимодействия предприятий и учебно-образовательных структур при подготовке кадров для инновационных предприятий региона

Авторы: 
Кузьмина Елена Владимировна, Ульяновский государственный университет
Гончарова Наталья Владимировна, Ульяновский государственный университет
Аннотация: 

В статье рассмотрены сложившиеся в регионе образовательные практики и формы взаимодействия предприятий, вузов, ссузов, образовательных центров и других структур в процессе подготовки кадров для инновационных предприятий Ульяновской области. Названа проблема недостаточной подготовленности выпускников и отмечена необходимость постдипломного обучения в соответствии с условиями инновационного производства. Обозначены в связи с этим некоторые различия в подходах новых производств и предприятий, существующих с советской поры. В частности, речь идет о развитии различных внутрикорпоративных программ переподготовки и повышения квалификации, в том числе на базе собственных образовательных центров. При этом подобные форматы взаимодействий не лишены противоречий и существенно отличаются для рабочих и специалистов, для выпускников вузов и ссузов. В целом, развитие инновационного сектора в экономике предъявляет новые требования к подготовке кадров, готовности системы образования учитывать постоянно меняющиеся запросы предприятий, связанные с применением новых технологий и выпуском новых продуктов. Подчеркивается роль неинституциализированных форм обучения сотрудников, их желание непрерывно совершенствоваться, развиваться, умение самостоятельно искать и получать новые знания в постоянно меняющихся условиях. В этой связи важной становится способность к самообучению, в том числе с привлечением сетевых образовательных порталов. Акцентированы важность ранней ориентации детей на изучение технических дисциплин и роль детских технопарков, совместных школьных классов с инновационными предприятиями, значение межрегиональных центров компетенций для среднего специального образования.

Список источников: 
  1. Сотрудничать с лидером // Российская газета. Спецвыпуск № 33 (7496). URL: https://rg.ru/2018/02/14/reg-pfo/ulianovskaia-oblast-voshla-v-desiatku-r... ; Ульяновская области – один из лидеров России по инвестиционной активности // Media73 : Нацпроекты 73. URL: https://media73.ru/2020/ulyanovskaya-oblast-odin-iz-liderov-rossii-po-in... (дата обращения: 24.04.21).
  2. Савицкая Е. Формы взаимодействия вузов и предприятий // Россия : тенденции и перспективы развития : ежегодник. Вып. 14 / под ред. В. И. Герасимова. М. : ИНИОН РАН, 2019. Ч. 1. С. 713.
  3. Лукьянова Е. Роль профессиональных компетенций в трудовых стратегиях работников инновационных предприятий // Трудовые ценности молодежи инновационного региона / Андреева Ю. В., Гончарова Н. В., Елкина О. А., Кремнева Н. Ю., Лукьянова Е. Л. Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2020. С. 9–42.
  4. Кузьмина (Старкова) Е. В. Нематериальные факторы повышения привлекательности рабочих профессий для молодежи в оценке экспертов // Симбирский научный вестник. 2018. № 2 (32). С. 98–105.
  5. Сюпова М., Бондаренко Н. Основные формы взимодействия вузов и предприятий // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2014. Т. 5, № 4. С. 113–114. URL: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2014/TGU_5_163.pdf (дата обращения: 22.04.2020).
  6. Кузьмина (Старкова) Е. В. Оценка экспертами мер и мероприятий повышения привлекательности для молодежи мест трудоустройства по рабочим профессиям // Симбирский научный вестник. 2017. № 1 (27). С. 101–108.
  7. Кванториум : детский технопарк. URL: https://infanoj.ru/ulyanovsk/catalog/item/220/ (дата обращения: 10.03.2021).
  8. Основной идей Технокампуса заявлена «максимальная концентрация образовательных, научных, исследовательских и бизнес-ресурсов с целью эффективной реализации инновационных проектов и технологических стартапов» (АТР : Ульяновский регион. URL: https://atr73.ru/технокампус-2-0/ (дата обращения: 26.03.2021)).
  9. Платонова Т. О. Проблемы взаимодействия вузов и предприятий. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/26603/1/notv_2013_149.pdf (дата обращения: 22.04.2020).
  10. Гончарова Н. Предпринимательские ценности инновационной экономики // Трудовые ценности молодежи инновационного региона / Андреева Ю. В., Гончарова Н. В., Елкина О. А., Кремнева Н. Ю., Лукьянова Е. Л. Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2020. С. 65–76.
Поступила в редакцию: 
13.05.2021
Принята к публикации: 
28.05.2021
Опубликована онлайн: 
31.08.2021