Образец для цитирования:

Темаева И. В. Геронтное общение: социолингвистический взгляд на проблему // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 407-411. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-407-411


УДК: 
316.346.3
Язык публикации: 
русский

Геронтное общение: социолингвистический взгляд на проблему

В статье раскрываются особенности трансформации речи пожилых людей, связанные с изменениями как биологического, так и социального характера. Рассмотрены стереотипы восприятия возраста, эйджизм как практика в общении с пожилыми людьми, «вторичный детский лепет». Выделены практические рекомендации, направленные на снятия барьеров при взаимодействии с пожилым человеком, отмечена актуальность их применения в сфере социального обслуживания данной категории граждан. 

Литература
  1. Kielar-Turska M. Wprowadzenie // Starość. Jak ją widzi psychologia. Krakow : Akademia Ignatianum in Krakow, Wydawnictwo WAM, 2016. S. 15.
  2. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р // Минтруд России : [сайт]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/37/2 (дата обращения: 10.07.2020).
  3. Бахмет О. В. Языковая актуализация оценки геронтологических преобразований личности (на материале английского языка) : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006.
  4. Барсуков В. Н. Барьеры социальной интеграции старшего поколения в контексте проблемы межпоколенческих коммуникаций // Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11, № 5. С. 214–230. DOI: https://doi.org/10.15838/esc.2018.5.59.14
  5. Kaчоровска-Брей К., Милевски С. Социолингвистические аспекты общения с пожилыми людьми // Системная психология и социология. 2017. № 4 (24). С. 65–75.
  6. Рузметов С. А. О лингвистическом образе представителя старшего поколения // Иностранные языки в Узбекистане. 2019. № 4 (27). С. 28–36. DOI: https://doi.org/10.36078/1570168169
  7. Лантюхова Н. Н. Синтаксические особенности письменной речи лиц пожилого и старческого возраста // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. 2017. № 27. С. 24–26.
  8. Kemper S., Vandeputte D., Rice K., Cheung H., Gubarchuk J. Speech adjustments to aging during a referential communication task // Journal of Language and Social Psychology. 1995. Vol. 14. P. 40–59.
  9. Namysłowska I. Kontakt terapeutyczny z osobą chorą na schizofrenię // Postępy Psychiatrii i Neurologii. 2006. № 15 (3). S. 137–141.
  10. Стернин И. А. Общение со старшим поколением. 4-е изд., испр. Воронеж : Истоки, 2013. С. 5.
  11. «Живые диалоги». URL: https://Institute.svendoehner.rus (дата обращения: 15.07.2020).
  12.  Комли М. Учиться слушать = Learning to listen : Азбука общения для работающих с пожилыми людьми / Help Age International. М. : РАНДЕВУ-АМ, 1999.
Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: