Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Каминченко Д. И. К вопросу о сетевизации политического имиджа современного лидера: результаты эмпирического анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 468-476. DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-4-468-476, EDN: WNOXGO

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
323.22/.28
EDN: 
WNOXGO

К вопросу о сетевизации политического имиджа современного лидера: результаты эмпирического анализа

Авторы: 
Каминченко Дмитрий Игоревич, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Аннотация: 

В статье изучается сетевизация современного поля публичной политики. С помощью теории информационного общества и концепта имиджево-ролевого конструкта анализируется содержание имиджа регионального лидера – губернатора Нижегородской области Г. С. Никитина. В качестве основного эмпирического метода исследования выбран качественно-количественный тип контент-анализа, а информационный массив данныхсоставили новостные сообщения официального интернет-сайта Правительства Нижегородской области. По результатам проведенного исследования установлено наличие в имидже политического лидера целого ряда содержательно-смысловых конструктов, среди которых наиболее часто встречаемыми стали следующие: «хозяйственник», «командный игрок», «организатор», «лидер, устремленный в будущее», «кризисный менеджер», «лидер, который в курсе различных деталей актуальных проблем» и др. На основании ряда свойств символико-смыслового содержания (политематичности, гетерархии тем, ситуативности и изменчивости) сформулирован вывод о сетевом характере имиджа политического лидера.

Список источников: 
  1. Владимирова Т. В. О роли искусственного интеллекта в становлении нового цифрового порядка // Информационное общество. 2022. № 2. С. 5–12.
  2. Ульянов А. Ю. Цифровая трансформация муниципального управления: способы оптимизации и оценки эффективности // Информационное общество. 2022. № 2. С. 40–49.
  3. Плотников В. А., Маслюк А. В. Перспективы цифровизации процессов государственного управления // Управленческое консультирование. 2022. № 3. С. 87–94. https://doi.org/10.22394/1726-1139- 2022-3-87-94
  4. Каплуненко А. М. Формирование устойчивой технополитической среды как фактор развития рекурсивной публичной политики в России // Управленческое консультирование. 2022. № 3. С. 28–40. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-3-28-40
  5. Щёголев Е. Н. Территориальное общественное самоуправление как элемент политической инфраструктуры безопасного развития муниципальных образований в условиях цифровизации // Управленческое консультирование. 2021. № 11. С. 156–163. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-11-156-163
  6. Голубин Р. В., Исакова И. А., Коротышев А. П., Рыхтик П. П. Интернет-технологии воздействия на социально-политическую активность молодежи: социологический анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 131–137. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-2-131-137
  7. Алексеев А. П., Алексеева И. Ю. Естественный интеллект в условиях цифровых трансформаций // Информационное общество. 2022. № 1. С. 2–8. https://doi.org/10.52605/16059921_2022_01_02
  8. Добровольская Ю. А. Коммуникативная структура сетевого политического лидерства: перспективы эмпирического исследования феномена // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 452–456. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-4-452-456
  9. Василенко С. А., Дебольская А. А. Женщина-политик: эволюция имиджа на примере Терезы Мэй и Юлии Тимошенко // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. № 3 (32). С. 33‒36. https://doi.org/10.26140/anie-2020-0903-0006
  10. Головченко А. В. Имиджевые инверсии либерального лидерства в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 457–462. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018- 18-4-457-462
  11. Канюков А. Н. Убедить россиянина. Структура убеждающего воздействия в формировании имиджевых характеристик депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга // Вестник Пермского университета. Политология. 2018. № 2. С. 124–146. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2018-2-124-146
  12. Курманина Т. С. Особенности формирования имиджа региональных политических лидеров // Вестник науки и образования. 2017. № 8 (32). С. 44–46.
  13. Селиверстова Ю. А. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация // Власть. 2011. № 1. С. 71–73.
  14. Синеокая Н. А. Имидж политика, формируемый в современных электронных СМИ (на примере женщин-политиков Германии) // Филология и просветительство. Научное, педагогическое, краеведческое наследие Н. М. Лебедева. Материалы конференции. Тверь : ООО «СФК-офис», 2017. С. 235–242.
  15. Толкалов А. С. Сущность политического имиджа: отечественный и зарубежный опыт теоретического осмысления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 72–75.
  16. Шелекасова Н. П. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера // Полис. Политические исследования. 2000. № 4. С. 130–131.
  17. Solovyeva M. A. Image of the «real» and «ideal» state at representatives of youth and «adult» political subcultures in Russia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 140. P. 15–20.
  18. Alvarez M. D., Campo S. The influence of political conflicts on country image and intention to visit: A study of Israel’s image // Tourism Management. 2014. Vol. 40. P. 70–78. http://dx.doi.org/10.1016/j.tourman.2013.05.009.
  19. Bird R. T, Hickey H. K., Leavitt M. J., Robinson J. L. The dark authoritarians: Profi ling the personality, emotional style, and authoritarian attitudes of the major American parties // Personality and Individual Differences. 2022. Vol. 186. Pt. B. https://doi.org/10.1016/j. paid.2021.111298
  20. Gaffney J. Imagined relationships: Political leadership in contemporary democracies // Parliamentary Affairs. 2001. Vol. 54, iss. 1. P. 120–133. https://doi. org/10.1093/pa/54.1.120
  21. Kepplinger H. M. The declining image of the German political elite // The Harvard International journal of Press/Politics. 2000. Vol. 5, iss. 4. P. 71–80.
  22. Lou A. Viewpoint and image schemas in multimodal political discource // Journal of Pragmatics. 2017. Vol. 122. P. 77–90. http://dx.doi.org/10.1016/j.pragma.2017.07.002
  23. Severt K., Hahm J. J. Impact of political event and political affl iation on destination image and a longitudinal approach of image change // Journal of Destination Marketing & Management. 2020. Vol. 15. https://doi.org/10.1016/j.jdmm.2019.100406
  24. Warren C., Schneider Sh., Smith K. B., Hibbing J. R. Motivated viewing: Selective exposure to political images when reasoning is not involved // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 155. https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.109704
  25. Wright J. D., Tomlinson M. F. Personality profiles of Hillary Clinton and Donald Trump: Fooled by your own politics // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 128. P. 21–24. https://doi.org/10.1016/j. paid.2018.02.019
  26. Пищева Т. Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации // Полис. Политические исследования. 2011. № 2. С. 47–52.
  27. Шмелева О. Ю. «Образ государства» как категория политической науки: теоретико-методологические аспекты изучения // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. № 4. С. 23–36.
  28. Anderson R. O. The characterization model for rhetorical criticism of political image campaigns // Western Journal of Communication (includes Communication Reports). 1973. Vol. 37, iss. 2. P. 75-86. https://doi.org/10.1080/10570317309373774
  29. James С. Political image making in portraits of Isabella d’Este, Marchioness of Mantua // Gender & History. October 2021. P. 1–22. https://doi.org/10.1111/1468-0424.12582
  30. Parry-Giles Sh. J., Parry-Giles T. Gendered politics and presidential image construction: A reassessment of the «feminine style» // Communications Monographs. 1996. Vol. 63, № 4. Р. 337–353. https://doi.org/10.1080/03637759609376398
  31. Marr T. J. Q and R analyses of panel data on political candidate image and voter communication // Communications Monographs. 1973. Vol. 40, № 1. P. 56–65. https://doi.org/10.1080/03637757309375780
  32. De Landtsheer Ch., De Vries Ph., Vertessen D. Political impression management: How metaphors, sound bites, appearance effectiveness, and personality traits can win elections // Journal of Political Marketing. 2008. Vol. 7, № 3–4. P. 217–238. https://doi. org/10.1080/15377850802005083
  33. Современная политическая наука: Методология / отв. ред. О. В. Гаман-Голутвина, А. И Никитин. М. : Аспект Пресс, 2020. 776 с.
  34. Каминченко Д. И. Особенности политического имиджа регионального лидера в интернет-пространстве // Вестник Пермского университета. Политология. 2021. Т. 15, № 3. С. 24–39. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2021-3-24-39
  35. Каминченко Д. И. Политический имидж регионального лидера в «Инстаграм» // Управленческое консультирование. 2021. № 8. С. 18–34. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-8-18-34
  36. Голуб О. Ю. О коммуникативной природе электронной культуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 390–394. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-4-390-394
Поступила в редакцию: 
30.06.2022
Принята к публикации: 
29.08.2022
Опубликована онлайн: 
30.11.2022