Для цитирования:
Лукьянова М. Н. Концепт телесмотрения и телепотребления: теоретическая и эмпирическая интерпретации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 51-54. DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-1-51-54
Концепт телесмотрения и телепотребления: теоретическая и эмпирическая интерпретации
Средства массовой информации играют все большую роль в социализации молодежной аудитории, так как современного индивида невозможно представить в отрыве от медиа, которые занимают место одного из основных источников информации о социуме. Особенно важно исследовать СМИ в рамках взаимодействия с молодежной аудиторией, поскольку именно это поколение является опорой и движущей силой будущего общества. Реализация задач исследования осуществлена посредством теоретического анализа воззрений ученых-социологов, а эмпирической базой стало авторское исследование, проведенное методом анкетирования в 2017 г. В статье даются краткий обзор теорий взаимодействия СМИ и личности, характеристика трансформации современного телевидения и его аудитории, представлены результаты социологического исследования телепотребления саратовской молодежной аудитории, выявлены ее специфические черты. На основе полученных данных были выявлены основные детерминанты телепотребления, разработаны авторские классификации способов телесмотрения саратовской молодежи и стили телепотребления региональной телеаудитории. Выводы и результаты исследования могут быть использованы для разработки методических рекомендаций к исследованиям взаимодействия СМИ и аудитории, медийных предпочтений молодежи, маркетинговых исследований, а также для корректировки содержания телеконтента с целью привлечения молодежной целевой аудитории.
1 См.: Корсунская М. В. Динамика взаимодействия СМИ и аудитории : Контент-анализ российской прессы в экстремальной ситуации // Научная библиотека диссертаций и авторефератов. URL: http://www.dissercat.com/content/dinamika-vzaimodeistviya-smi-iauditorii... (дата обращения: 10.09.2017).
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 См.: Ковалев П. А. Российская телевизионная аудитория: дифференциация и типологические группы // Научная библиотека диссертаций и авторе- фератов. URL: http://www.dissercat.com/content/rossiiskaya-televizionnaya-auditoriya-d... (дата обращения: 10.09.2017).
6 См.: Зиммель Г. Конфликт современной культуры // Культурология. ХХ век : антология. М. : Юрист, 1995.
7 См.: Веблен Т. Теория праздного класса. М. : Прогресс, 1984.
8 См.: Сергодеева Е. А., Мищенко Е. Ю. Теории общества потребления в современной философии // Гуманитарные и юридические исследования. 2014. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teorii-obschestvapotrebleniya-v-sovreme... (дата обращения: 06.09.2017).
9 Там же.
10 Там же.
11 См.: Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с фр. С. Н. Зенкина. М. : Добросвет, 2000.
12 См.: Ажимова Л. В. Жан Бодрийяр о феномене массовых коммуникаций в обществе потребления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 3 (19). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zhan-bodriyyar-o-fenomenemassovyh-kommu... (дата обращения: 06.09.2017).
13 См.: Gerbner. G. Violence in television drama : Trends and symbolic functions // Comstock G. A., Rubinstein E. [eds.]. Television and social behaviour. Vol. 1. Media content and control. Washington, DC : U. S. Government Printing Offi ce, 1972. P. 28–187.
14 См.: Семенова А. В., Корсунская М. В. Контент-анализ СМИ : проблемы и опыт применения / под ред. В. А. Мансурова. М. : Институт социологии РАН, 2010.