Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Калугина Т. А. Образовательные стратегии студентов СГУ имени Н. Г. Чернышевского: гендерный срез // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 151-157. DOI: 10.18500/1818-9601-2023-23-2-151-157, EDN: ESFSRN

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.062.3
EDN: 
ESFSRN

Образовательные стратегии студентов СГУ имени Н. Г. Чернышевского: гендерный срез

Авторы: 
Калугина Татьяна Алексеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье по результатам социологического исследования (N = 400 респондентов), проведенного методом анкетирования, показано, что гендерная принадлежность студента значительно определяет его образовательную стратегию поведения и учебы. Наблюдается сильная гендерная асимметрия на гуманитарных и технических специальностях. Однако стратегические цели получения образования зависят от половой принадлежности. Юноши более обеспокоены получением престижной высокооплачиваемой работы, соответствием требованиям родителей. Среди юношей чаще встречается осторожное признание в том, что учеба им нравится только в общем или скорее не нравится. Девушки более зависимы от мнения окружающих, больше нацелены на получение диплома и саморазвитие. Учебная успеваемость также выше среди студенток, чем среди студентов-юношей. Девушки чаще стремятся быть лучшими в группе, а юноши предпочитают учебе свои интересы. Девушки категоричнее в своих как позитивных, так и негативных оценкахучебы, среди нихсамая высокая доля тех, кому нравится учиться. Отношение к учебе во многом зависит от личных образовательных стратегий студентов. У поступивших в вуз ради саморазвития самый высокий интерес к учебе. На втором месте (хотя не столь категорично) те, кто учится ради престижной работы в будущем. Среди студентов, обучающихся для оправдания ожиданий общества и близких, интереса к учебе практически почти не наблюдается. Доля девушек, ориентированных на магистратуру, выше, чем среди юношей. Юноши поступают в магистратуру в основном для получения полного высшего образования, ради будущей работы и в силу разочарования в системе образования, девушки – для получения дополнительного образования и в силу неуверенности в будущем трудоустройстве.

Список источников: 
  1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., сост., прим. А. Б. Гофмана. М. : Канон, 1995. 348 с. (История социологии в памятниках).
  2. Константиновский Д. Л. Молодежь и образование: между свободой выбора и необходимостью // Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ : сб. / ред.-сост. Д. Л. Константиновский, Л. П. Веревкин. М. : ЦСП, 2003. С. 3–26.
  3. Попова Е. С. Неравенство образовательных шансов в цифровом измерении // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1. С. 55–67. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.48.1.004
  4. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся : ежегодник. Вып. 20 / отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. М. : Новый Хронограф, 2022. С. 379– 399. https://doi.org/10.19181/ezheg.2022.14
  5. Зайцева А. А. Академическая мобильность студентов: ценности, установки и социальные практики на Юге России // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 137–154. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-10
  6. Дулина Н. В., Мансуров В. А., Пронина Е. И., Широкалова Г. С., Шкурин Д. В., Юрьев П. С. Народная культура в оценках российской студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 3. С. 61–78. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-5
  7. Пронина Е. И., Широкалова Г. С., Юрьев П. С. Нижегородские студенты о времени и о себе // Primo Aspectu. 2022. № 4 (52). С. 9–18. https://doi.org/10.35211/2500-2635-2022-4-52-9-18
  8. Гендерная панорама современной России / В. Г. Доброхлеб [и др.] ; отв. ред. В. Г. Доброхлеб, З. А. Хоткина. М. : ФНИСЦ РАН, 2022. 236 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-389-8.2022
  9. Гребняк О. В., Новоженина О. П. Распределение социогендерной активности при переходе к цифровому государству // Вестник РГГУ. Серия : Философия. Социология. Искусствоведение. 2022. № 1, ч. 2. С. 256–265. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-1-256-265
  10. ПоповаИ. П.Гендерноеравенствокакфакторпрофессиональной карьеры в сфере науки и технологий // Мир России. 2021. Т. 30, № 2. С. 98–122. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2021-30-2-98-122
  11. Блохина Н. А., Воловик А. К. Гендерный анализ в образовании: скрытый учебный план. Тезисы // Ценностные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе : материалы межвуз. науч.-метод. конф., 28 марта 2006 г. : XIII Рязан. пед. чтения / редкол.: А. Н. Козлов (отв. ред.) [и др.]. Рязань : Рязанский государственный ун-т им. С. А. Есенина, 2006. С. 86–89.
  12. Силласте Г. Г. Гендерная асимметрия в образовании и науке: взгляд социолога // Высшее образование в России. 2001. № 2. С. 96–106.  
Поступила в редакцию: 
09.01.2023
Принята к публикации: 
10.02.2023
Опубликована онлайн: 
31.05.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 0)