Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Шахбанова М. М. Общественно-политические установки молодого поколения дагестанцев: через призму исламского вероучения (по результатам социологического опроса) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 256-266. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-3-256-266, EDN: ANVQZR

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.347(470.62)
EDN: 
ANVQZR

Общественно-политические установки молодого поколения дагестанцев: через призму исламского вероучения (по результатам социологического опроса)

Авторы: 
Шахбанова Мадина Магомедкамиловна, Институт истории, археологии и этнографии, Дагестанский научный центр РАН
Аннотация: 

На начальном этапе религиозного возрождения деятельность конфессиональных институтов была несколько пассивной, однако в настоящее время наблюдается ее активизация, которая выражается в расширении пространства влияния религиозных деятелей, ориентации населения на одновременное получение религиозного и светского образования, приобщении большого пласта населения к религиозным знаниям. В статье выдвигается гипотеза о повышении роли традиционных вероисповеданий и религиозных институтов в социальных процессах современного российского социума. Следовательно, изучение религиозной составляющей в данном контексте исламского фактора с позиций прогнозирования и оценки его роли в современном дагестанском обществе приобретает особую значимость, ибо позволит обозначить траекторию развития государственно-конфессиональных взаимоотношений, выработать эффективную религиозную политику и положения, не нарушающие светский характер государственного устройства России. Анализируется восприятие и оценка молодым поколением дагестанцев исламского учения в общественно-политической жизни республики. Аналитика показывает доминирование в массовом сознании дагестанской молодежи позиции о государственном устройстве, базирующемся на исламском учении; автор предполагает отсутствие у молодого поколения понимания сути и специфики правления, основанного на мусульманских постулатах. Как показал социологический опрос, проведенный в 2023 г., дагестанская молодежь последовательна в своих позициях и в решении спорных вопросов в самых разных социальных сферах (экономическая деятельность, земельный спор между владельцами, семейный конфликт, домашнее насилие и т.д.) предпочтение отдает шариатскому суду, который приобрел больший авторитет в повседневной жизни населения Дагестана. В массовом сознании молодого поколения республики имеет место приоритетность мусульманского учения и обозначение особого его статуса, что является деструктивным явлением, ибо способно формировать религиозную интолерантность и дестабилизировать дагестанское общество. Функцию религиозного учения в общественной жизни молодое поколение дагестанцев связывает с распространением основ религии и религиозной морали, духовно-нравственным воспитанием и благотворительностью.

Список источников: 
  1. Мчедлов М. П. Религиозны ли молодые россияне? // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 2 (74). С. 38–45.
  2. Кардашевский А. В., Тирских М. Г. Современные концепции государственно-конфессиональных отношений: «сущностные модели» // Сибирский юридический вестник. 2009. № 2. С. 25–33.
  3. Алиев А. А. Идеология «мусульманского национализма»: Аналитический обзор / отв. ред. А. В. Гордон. М. : ИНИОН РАН, 2008. 104 с. (Всеобщая история).
  4. Ситников А. В., Романов М. В., Фасхудинов Р. Р. Национальная и религиозная идентичности: опыт анализа взаимосвязи (на примере Республики Татарстан) // Социологические исследования. 2022. № 3. С. 120–134. https://doi.org/10.31857/S013216250015844-1
  5. Семедов С. А. Исламизм и феномен политических религий // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 11 / отв. ред. М. К. Горшков. М. : Новый хронограф, 2012. С. 435–454.
  6. Гордон-Полонская Л. Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана (критика «мусульманского национализма»). М. : Изд-во восточной литературы, 1963. 326 с.
  7. Дорошенко Е. А. Эволюция исламских концепций в официальной идеологии Ирана (1963–1983) // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока : сб. ст. / отв. ред. Ю. В. Ганковский. М. : Наука, 1986. С. 173–193.
  8. Ерасов Б. С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М. : Наука, 1982. 280 с.
  9. Лазарев М. С. К национальной ситуации на современном Востоке (методологический подход) // Национальные проблемы современного Востока : сб. ст. / отв. ред. М. С. Лазарев. М. : Наука, 1977. С. 3–66.
  10. Левин З. И. Реформа в исламе. Быть или не быть?: Опыт системного и социокультурного исследования. М. : Ин-т востоковедения РАН ; Крафт+, 2005. 231 с.
  11. Пруссакова Н. Г. Концепция «мусульманской нации» и «исламского государства» в идеологии движения за образование Пакистана (По работам индийских и пакистанских публицистов и историков) // Ислам в истории народов Востока : сб. ст. / отв. ред. И. М. Смилянская, С. Х. Кямилев. М. : Наука, 1981. С. 100–122.
  12. Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX–XX вв. М. : Наука, 1982. 248 с.
  13. Тихонова Т. П. Светская концепция арабского национализма Саты аль-Хусри. М. : Наука, 1984. 221 с.
  14. Дзуцев Х. В., Березина Н. В. Религия в жизни современного северокавказского общества. М. ; Владикавказ : ФНИСЦ РАН, 2022. 252 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-392-8.2022
  15. Одинцов М. И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе : материалы междунар. конф. (Москва, 23–24 марта 1999 г.). М. : Российское отд-ние МАРС, 2000. С. 31–50.
  16. Шахбанова М. М. Этническая, религиозная и государственно-гражданская идентичности дагестанских народов в условиях трансформации российского общества. Махачкала : АЛЕФ, 2016. 358 с.
  17. Абдулагатов З. М. Дагестанцы об истоках нравственности: между традиционализмом и глобализмом // Дагестанский социологический сборник – 2008. Махачкала : АЛЕФ, 2008. С. 11–29.
  18. Абдулагатов З. М. Гендерные особенности исламского сознания на Северном Кавказе // Дагестанский социологический сборник – 2012. Махачкала : АЛЕФ, 2012. С. 14–27.
  19. Дивисенко К. С. Религиозные знания, убеждения, практики в структуре жизненного мира // Социологический журнал. 2011. № 4. С. 84–100.
  20. Мчедлова М. М. Религия в современной России: от «религиозного возрождения» к политизации // Ученые записки ФНИСЦ РАН. Вып. 11. Религия в российском обществе: логика изменения статуса и роли / отв. ред. М. К. Горшков. М. : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 8–25.
Поступила в редакцию: 
15.01.2024
Принята к публикации: 
17.05.2024
Опубликована онлайн: 
30.08.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)