Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Кузнецов И. И. Поправки - 2008 к конституции России: политические изменения в системе государственной власти // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2009. Т. 9, вып. 3. С. 94-?.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Поправки - 2008 к конституции России: политические изменения в системе государственной власти

Авторы: 
Кузнецов Игорь Иванович, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

В статье анализируется внесение поправок в Конституцию РФ. И сследуются мотивация предложенных Президентом РФ изменений, аргументы, выраженные в Послании к Федеральному Собранию РФ, тенденции и противоречия развития политического процесса в России. Автор обозначает позиции основных политических сил, выразивших свое отношение к самому факту и процессу изменения Основного закона. Формулируется вывод о противоречивости результатов коррекции Конституции РФ.

Список источников: 

1 См. цикл публикаций в научной периодике: Фи-
латов С.А. Что значит для России Конституция
1993 года? // Общественные науки и современность.
2003. № 6. С. 21–28; Шейнис В.Л. Состязание проектов
(к истории создания российской Конституции) // Там
же. С. 5–20; Чиркин В.Е. Реформа российской Консти-
туции: этапы и проблемы // Там же. 2000. № 5. С. 52–61;
Краснов М.А. Конституция России: заповедная тер-
ритория или среда обитания? // Конституционное
право. Восточно-европейское обозрение. 1999. № 3;
Страшун Б. Конституция России – среда обитания,
требующая рационального использования // Там же.
С. 138–148; Медушевский А.Н. Конституция Российской
Федерации и большие циклы российского конститу-
ционализма / Там же. 2003. № 4(45). С. 37–59; Снеж-
ко О. Правовая природа конституционных ценностей
современной России // Сравнительное конституци-
онное обозрение. 2005. № 2(51). С. 13–20; Мамут Л.
Российская Конституция в ХХI веке // Там же. 2003.
№ 4(45). С. 59–65; Рябов А. Конституция 1993 года и
некоторые особенности российской модели разделения
властей // Там же. С. 107–112.
2 19 марта 2009 г. в вашингтонском Институте имени
Дж. Кеннана прошла международная конференция
«Российской Конституции 15 лет: оценка и очередные
задачи российского законотворчества». Главным ини-
циатором был О.Г. Румянцев, один из «отцов» Консти-
туции, а сейчас руководитель Фонда конституционных
реформ. С американской стороны гостей приветствовал
Виллиам Померанц, замдиректора Института Кенна-
на. Главной «звездой» был М.С. Горбачев, а главным
спонсором А. Лебедев. Объясняя, почему юбилейная
сессия происходит в Америке, Румянцев рассказал,
что летом 1990 г. он целый месяц разрабатывал проект
конституции в Библиотеке Конгресса США, в офисе
ее директора и специалиста по России Джэймса Бил-
лингтона. Недаром американцы называли Румянцева
русским Томасом Джефферсоном. См.: Краснов В.
Конституции РФ 15 лет: как юбилей отмечали в США.
Репортаж, впечатления, размышления // http://www.rfcr.
ru/news/103/print/
3 Здесь, конечно, нужно сделать оговорку. За последние
восемь лет – «путинский период» – все же были изме-
нения в 65-й главе, где перечислены названия субъектов
Федерации – их число за эти годы в процессе укрупне-
ния сократилось с 89 до 83. Но корректировка всякий
раз производилась в строгом соответствии с нормами
законодательства, так что эта тема даже у юридической
общественности, всегда готовой поспорить о букве и
духе очередного подпункта, не вызывала интереса.
4 Конституцию поправили. Самый важный шаг прези-
дента – правка Основного закона // Независимая газета.
2008. 12 дек.
5 Известный политолог, президент информационно-
исследовательского центра «Панорама» В.В. При-
быловский отмечает, что «В. Путин на подхалимаж
“клюет” (хотя вида и не подает), видимо, хорошо
знают люди, давно с ним знакомые. И не забывают при
случае этим воспользоваться. Давний соратник Пути-

на по Санкт-Петербургу Сергей Миронов, как только
был избран в декабре 2001 года по рекомендации
президента председателем Совета Федерации, сразу
же отметился: “…на всю жизнь запомнился стиль
работы Путина с законодательным органом власти.
Стиль просто замечательный, надо его рекомендовать
всем на все времена”. А через пару недель заявил, что
считает необходимым увеличить срок полномочий
президента с четырех лет до семи». Цит. по: Прибы-
ловский В.В. Путинославие: Хроника прославлений
Путина Владимира Владимировича // Россия Путина.
Пристрастный взгляд. М., 2003.
6 «Медведев впервые выступил как юрист». Цит. по:
«Конституционалисты» против Конституции? Первое
Послание Президента не оставило юристов равно-
душными // http://www.liberty.ru/layout/set/print/themes/
konstitucionalisty-protiv-konstitucii-pervoe-poslanieprezidenta-
ne-ostavilo-yuristov-ravnodushnymi.
7 Федеральный закон Российской Федерации о поправке
к Конституции Российской Федерации от 30 декабря
2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий
Президента Российской Федерации и Государственной
Думы» // Российская газета. 2008. 31 дек.
8 Здесь и далее приводится текст новой, «поправлен-
ной» Конституции РФ. См.: Конституция Российской
Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями
от 30 декабря 2008 года // http://www.rg.ru/2009/01/21/
konstitucia-dok.html. (Российская газета. 2009. 21 янв.)
9 Здесь и далее данный документ цитируется по
он-лайн публикации на официальном сайте Прези-
дента РФ. Послание Президента РФ Федеральному
Собранию. Полный текст // http://www.kremlin.ru/
appears/2008/11/05/1349
10 Весьма примечателен выбор П.А. Столыпина в ка-
честве референтного образа российского политика,
которого использует глава государства в своей глав-
ной ежегодной публичной речи. В этой связи – вто-
рое место в национальном конкурсе «Имя России.
Исторический выбор‑2008», присужденное по его
результатам (304 035 голосов) выглядит как символи-
ческая поддержка власти (официально «представлял»
данного героя на конкурсе известный кинорежиссер
Н.С. Михалков). См.: http://www.nameofrussia.ru/person.
html?id=100
11 Послание Президента РФ Федеральному Со-
бранию. Полный текст // http://www.kremlin.ru/
appears/2008/11/05/1349
12 Эти предположения основаны на том, что в научной
литературе все чаще стал обсуждаться вопрос воз-
можных параметров конституционной реформы.
См. например: Киреев В.В. К вопросу о понятии и
методологии исследования конституционной ре-
формы // Конституционное и муниципальное право.
2005. № 4. Один из ведущих российских конститу-
ционалистов, профессор МГУ С.А. Авакьян утверж-
дает, что «сложность или, попросту, недостаточная
легитимность принятия данной Конституции в со-
четании с ее внутренними недочетами, связанными
с перекосом баланса властей в пользу президента,
отсутствием полноценного регулирования федера-
тивных отношений, неудачной моделью местного
самоуправления, позволяют ставить глобальный
вопрос о ее будущем … считая данную Конституцию
документом переходного периода, надо думать о ее
замене новым Основным законом» (Авакьян С.А.
Конституция Российской Федерации: нормы и дей-
ствительность // Неприкосновенный запас. 2008.
№ 5(61). С. 69). Схожее мнение разделяют и некото-
рые российские политики. Член Совета Федерации
РФ Александр Торшин предложил «на всякий пожар-
ный случай написать несколько Конституций – про
запас» (Конституцию поправили. Самый важный
шаг президента – правка Основного закона // Неза-
висимая газета. 2008. 12 дек.).
13 Веретенникова К., Рожкова Н. Мистика Конституции.
Основной закон России правят впервые за 15 лет // Вре-
мя Новостей. 2008. № 231, 12 дек.
14 В официальном заявлении партии «Яблоко» говорится,
что Совет Федерации нарушил сроки окончатель-
ного утверждения поправок: он должен был под-
вести итог голосованиям в регионах только в ноябре
2009 года. Статьей 9 Федерального закона № 33-ФЗ
от 04.03.1998 г. «О порядке принятия и вступления в
силу поправок к Конституции Российской Федерации»
региональным парламентам установлен срок рассмо-
трения закона о поправке к Конституции в один год.
Согласно статье 11 закона Совет Федерации подводит
итоги голосования в региональных законодательных
собраниях на своём первом заседании по истечении
указанного срока. Закон не вводит исключения из
этого правила даже в случае, если все региональные
парламенты рассмотрели поправки досрочно. Данная
норма специально предусмотрена в законе для того,
чтобы не позволить в спешке, без обсуждения принять
поправки к Основному закону страны. Региональные
парламенты имеют возможность изменить в течение
года своё решение. Это имеет особое значение в тех
регионах, где в течение года запланированы выборы в
парламенты.
15 Сбор подписей против изменения Конституции РФ. На
01.04.2009 года собрано 17713 // http://popravkam.net/
16 См.: Нуссбергер А. Ограничения президентской власти
в посткоммунистических странах // Сравнительное
конституционное обозрение. 2008. № 5(66) С. 60.
17 См.: Mommsen M., Nussberger A. Das System Putin:
Gelenkte Demokratie und politische Justiz in Russland.
Munchen: С.Н. Beck, 2007. S. 75.
18 См., например, обзор публикаций европейских СМИ:
Балмасов С. Иностранные СМИ: «Операция ручной
Медведь» началась 13 декабря 2007, четверг // http://
www.newsinfo.ru/articles/2007-12-13/Medvedev/37118
19 См.: Ремингтон Т. Патронаж и партия власти: взаи-
моотношения Государственной думы и Президента в
современной России // Неприкосновенный запас. 2008.
№ 57.
20 В сентябре 2000 г. во Франции на проведенном рефе-
рендуме было принято решение о сокращении консти-
туционного срока президентских полномочий с 7 до 5
лет, но не исключался третий срок президентства. В мае
2008 г. депутаты Национального собрания Республики
Франция одобрили поправку к Конституции, соглас-
но которой президенты Франции не будут занимать

высший государственный пост более двух пятилетних
сроков подряд.
21 См., например, такие проекты, как: Ремизов М., Ка-
рев Р., Межуев Б., Белковский С. Смена власти‑2008
и необходимость конституционной реформы в Рос-
сии // www.apn.ru/ 2007-04-12 ИНС; Русская доктри-
на (Сергиевский проект). М., 2008; Краснов М.А.,
Сатаров Г.А., Федотов М.А. Россия‑2015: судьба
конституционно-политического устройства // Доклад
Фонда ИНДЕМ. М., 2001.