Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Быченко Ю. Г., Зиновьева Е. А. Развитие творческого потенциала в оценках курсантов военного института // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2025. Т. 25, вып. 4. С. 373-378. DOI: 10.18500/1818-9601-2025-25-4-373-378, EDN: FQBBZW

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.4.05
EDN: 
FQBBZW

Развитие творческого потенциала в оценках курсантов военного института

Авторы: 
Быченко Юрий Григорьевич, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ
Зиновьева Евгения Александровна, Балаковский филиал Саратовской государственной юридической академии
Аннотация: 

Уточнено содержание развития творческого потенциала как комплекса полученных, а также самостоятельно усвоенных умений, компетенций, способностей к творческому действию, а также мера их реализации в процессе осуществления военной службы. Обоснованы самооценочные зоны последовательной оценки развития творческих способностей: образовательная, а также служебно-трудовая (практическая). Доказано, что в военном институте в контексте обучения и одновременной реализации военной службы постепенно наблюдается переход от применения косных алгоритмов выполнения поставленных задач к реализации творческого потенциала по выработке оптимальных решений, действий, направленных на эффективное достижение поставленных служебных задач. Раскрыты факторы торможения развития творческого потенциала курсантов: недостаточный уровень обеспеченности компьютерной техникой; закрытость образовательных процессов и частичное ограничение доступа к внешним информационным ресурсам; традиционная организация учебных занятий, не предполагающих развитие творческих способностей; неэффективность системы мотивации творческой активности обучаемых. Предлагается частичный пересмотр традиционных подходов к военному образованию. Последнее включает, с одной стороны, резкое повышение компьютерного обеспечения образовательных процессов, расширение доступа обучаемых к внешним информационным потокам, с другой стороны, внедрение новых методов обучения, включая комплексное использование симуляторов, виртуальных тренажеров, игровых технологий и других инновационных инструментов, которые должны позволять моделировать сложные социальные ситуации и развивать у курсантов навыки принятия решений в условиях социальной неопределенности. Подчеркивается важность комплексной материальной и духовной мотивации процессов саморазвития и повышения творческой активности, развития и реализации аналитических способностей в процессе обучения, а также реализации служебнотрудовой деятельности.

Список источников: 
  1. Баландина Т. М., Хвостанцев С. В. Профессиональная адаптация офицеров национальной гвардии России // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2017. № 3 (67). С. 167–171.
  2. Горовая В. И., Петрова Н. Ф. Творческий потенциал личности и его развитие // Вестник университета. 2013. № 11. С. 135–139. EDN: RTQVNX
  3. Адакин Е. Е. Прогностическая модель формирования творческого потенциала студентов в системе заочного обучения // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4. С. 239–245.
  4. Богоявленская Д. Б. Механизм творчества: почему мы открываем новое // Вопросы философии. 2021. № 9. С. 82–89. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-82-89, EDN: WXLLWL
  5. Schultz T. W. Resourses for Higher Education: An Economist’s View // The Journal of Political Economy. 1968. Vol. 76, № 3. P. 327. https://doi.org/10.1086/259408
  6. Begg D., Fischer S., Dornbusch R. Economics. 3rd ed. London, etc. : McGraw-Hill book co., 1991. 667 p.
  7. Скоров Г. Е. Развивающиеся страны: образование, занятость, экономический рост. М. : Наука, 1971. 368 с.
  8. Баландина Т. М., Гильфанова М. Г. Организационная культура военной организации: сущность и специфические проявления // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 2 (7). С. 70–74.
  9. Тигров В. П. Творческий потенциал личности учащегося: сущность, структура, уровни развития // Вестник Университета Российской академии образования. 2007. № 2. С. 50–55. EDN: NBOSJT
  10. Шумакова Н. Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 4. С. 8–16. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100401
  11. Быченко Ю. Г., Передумов М. А. Социокультурная среда военнослужащих: основные характеристики // Primo Aspectu. 2022. № 4 (52). С. 22–31. https://doi.org/10.35211/2500-2635-2022-4-52-22-31
  12. Быченко Ю. Г., Зиновьева Е. А. Саморазвитие информационной культуры у студентов высших учебных заведений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 1. С. 19–22. https://doi.org/10.23672/l4216-8087-9272-o, EDN: YUUSVW
Поступила в редакцию: 
18.03.2025
Принята к публикации: 
30.08.2025
Опубликована онлайн: 
28.11.2025
Краткое содержание:
(загрузок: 0)