Образец для цитирования:

Калугина Т. А. Социальная адаптация иногородних студентов к вузовской среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 279-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-3-279-286


Социальная адаптация иногородних студентов к вузовской среде

В статье по результатам социологического исследования, проведенного методом анкетирования, раскрываются проблемы процесса первичной и вторичной адаптации иногородних студентов к новой образовательной и городской среде. Показано, что студенты, прибывшие из других городов, успешнее начинают ориентироваться в вузовском и городском пространстве, осваивать новые функциональные компетенции и требования учебного процесса, чем студенты, приехавшие из сельской местности и небольших поселений. Иногородние юноши чаще девушек сталкивались изначально с проблемой более длительной продолжительности занятий в университете по сравнению со школой, с трудностями в написании рефератов, контрольных и курсовых работ, необходимостью конспектирования лекций. Им немного труднее было ориентироваться в расписании, сложнее приспосабливаться к самостоятельной жизни, к городу. Вторичная адаптация базируется на первичной и длится на протяжении всего обучения иногородних студентов, которые постепенно овладевают готовностью к выполнению высоких требований преподавателей, навыками самостоятельности, самообслуживания, самоконтроля, самообучения, самоорганизации, умениями работать с большим объемом новой информации, а также адекватного взаимодействия в студенческом коллективе, поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других студентов и преподавателей. Несмотря на изначальные затруднения, большинство иногородних студентов имеют отличную и хорошую успеваемость, редко (и только по уважительной причине) пропускают занятия, что свидетельствует об их успешной адаптации к учебному процессу в вузе. Опрос подтвердил, что чем чаще студенты посещают занятия, тем лучше у них успеваемость. Почти каждый третий из иногородних студентов вынужден совмещать учебу с работой, однако только чуть больше 10% пропускают из-за этого занятия. Иными словами, вторичная занятость студентов способствует повышению их адаптивного потенциала. Иногородние студенты достаточно быстро адаптируются в новом коллективе, дружат с однокурсниками. Однако треть студентов не могут до конца привыкнуть к обстановке в городе. Примерно каждый пятый хорошо ориентируется только в своем районе проживания. Большинство опрошенных отметили, что они знают не весь город.

Литература

1 См.: Российское студенчество : идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / ред. В. А. Тишков, Р. Э. Бараш, В. В. Степанов. М. : ИЭА РАН, 2014 ; Ситникова С. В. Инструментальный характер образовательных стратегий учащейся молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13, вып. 3. С. 25–28 ; Темницкий А. Л. Возможности повышения уровня адекватности понимания в современных коммуникациях студентов // Коммуникология. 2016. Т. 4, № 6. С. 223–240.

2 См.: Аксарина И. Ю., Аксарина Я. С., Аксарин И. В. Особенности современного образа жизни студентов в период обучения в вузе // Современное образование в России и за рубежом : теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 декабря 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 159–162.

3 См.: Абрамова Н. В. Оценочные исследования в социологии : история, методология и перспективы применения в сфере образования : автореф. дис. … канд. социол. наук  // Институт социологии РАН : [офиц. портал]. 2017. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4980 (дата обращения: 09.02.2017) ; Мозговая А. В., Яишников А. Ю. Институциональные и личностные факторы и риски вузовской социализации (по материалам социологического исследования) // Общество : социология, психология, педагогика. 2016. № 1. URL: http://dom-hors.ru/nauchniy-zhurnal-obschestvo-sociologiya-psihologiyape... (дата обращения: 09.02.2017).

4 См.: Свиридов Н. А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социс. 2002. № 1. С. 90–95

5 См.: Емельянов В. В. Студентыоб адаптации к вузовской жизни // Социс. 2001. № 9. С. 79–82 ; Лукичев Р. И., Скорик П. П. Студент об адаптации к вузовской деятельности // Социс. 2001. № 9. С. 47–53 ; Чередниченко Г. А. Жизненные траектории молодежи на разных этапах образования // Социс. 2003. № 4. С. 50–65 ; Шолохова Г. П., Чикова И. В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестн. ОГУ. 2014. № 3 (164). С. 103–107.

6 См.: Булыкина И. В., Вагнер Т. В., Сергеева И. Е., Самсонов Л. В. Проблемы иногородних студентов : социологический аспект // Вестн. КАСУ. 2006. № 3. С. 28–32.

7 См.: Кузьмишкин А. А., Кузьмишкина Н. А., Забиров А. И., Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 933–935.

8 См.: Репьёва Н. Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf (дата обращения: 15.02.2018). 

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: