Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Калинникова М. В., Малинский И. Г., Минин А. А. Трудности вхождения иностранных студентов в образовательную среду вузов России (на примере Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г.Чернышевского) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 408-412. DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-4-408-412, EDN: MEHCRO

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.44
EDN: 
MEHCRO

Трудности вхождения иностранных студентов в образовательную среду вузов России (на примере Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г.Чернышевского)

Авторы: 
Калинникова Марина Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Малинский И. Г., Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Минин А. А., Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье показано, как Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышеского, будучи участником правительственной образовательной программы «Приоритет-2030», работает над повышением привлекательности и конкурентноспособности российского высшего образования на международном рынке образовательных услуг. На примере иностранных студентов – граждан Туркменистана – изучены трудности, с которыми встречаются молодые туркмены при обучении в вузе. Эмпирическую базу данной статьи составили интервью с гражданами Туркменистана проходящими обучение на 3-м курсе Саратовского государственного университета в 2021–2022 гг. Выбор респондентов определялся тем фактором, что Туркменистан по количеству приезжающих студентов в СГУ имени Н. Г. Чернышевского занимает главенствующие позиции уже не первый год. Было проведено девятьт глубинных интервью. Рекрутинг информантов осуществлялся «методом снежного кома». В ходе исследования при анализе трудностей, имеющим место при вхождении студентов Туркменистана в образовательную среду СГУ, были выделены три ключевых дискурса: учебно-познавательный, социокультурный, психофизиологический. В заключение сделан вывод о том, что главная проблема, с которой сталкивается молодой туркмен при поступлении в российский вуз, – это материальные трудности, например задержка в переводе денег от родителей, недостаточное количество получаемых денег, а следовательно, необходимость подработки для обеспечения прожиточного минимума. Данное обстоятельстово сказывается на посещении занятий и мешает языковой подготовке, получению знаний по специальности. Другая значимая трудностью в учебе для студентов-туркменов – отсутствие доверительного общения и помощи со стороны местныхстудентов из группы, а также психологической помощи и поддержки преподавателя. 

Список источников: 
  1. Караваева Е. В., Воробьева О. В., Тышкевич В. П. О разработке модели формирования исследовательских компетенций выпускников программ высшего образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 4. С. 33–47.
  2. Сводные отчеты по форме ФСН № ВПО-1 на 2020– 2021 учебный год // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : [сайт]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 25.03.2022).
  3. Малыхин М. С. Бизнес-образование. Студенты из Китая – вторые по численности иностранцы в российских вузах. URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/08/11/604362-kitaiskies... (дата обращения: 04.12.2021).
  4. Де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34.
  5. Рекордное количество иностранных студентов выбрали Россию в 2020 году. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/rekordnoe-kolichestvo-inostrann... (дата обращения: 25.03.2021).
  6. Уставщикова С. В. Иностранные студенты в России: образовательные мигранты или потенциальные постоянные жители // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Науки о Земле. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 104–108. https://doi.org/10.18500/1819-7663-2020-20-2-104-108 
  7. Голубева Н. М., Голованова А. А. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 125–131. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-2-125-130
  8. Минин А. А. Анализ нормативно-правовых актов, гарантирующих права, свободу и социальную защиту иностранных студентов в вузах Саратовской области // Регион глазами студентов : межвуз. сб. науч. работ студентов / под ред. Н. В. Шахматовой, И. А. Бегининой. Саратов : Саратовский источник, 2021. Вып. 21. С. 66–69.
  9. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования / отв. ред. Е. В. Ка - раваева. М. : Геоинфо, 2018. 240 с.
  10. Кривцова И. О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2011. № 8 (ч. 2). С. 284–288.
  11. Погукаева А. В., Коберник Л. Н., Омельянчук Е. Л. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24651 (дата обращения: 18.05.2022).
Поступила в редакцию: 
19.08.2022
Принята к публикации: 
29.08.2022
Опубликована онлайн: 
30.11.2022