Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Ивченков С. Г., Никифоров Я. А., Ситникова С. В. Удовлетворенность трудом персонала медицинских учреждений: теория и практика социологического изучения (на примере территориальной поликлиники Областного клинического кардиологического диспансера Саратовской области) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 380-388. DOI: 10.18500/1818-9601-2022-22-4-380-388, EDN: ESETAK

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
303.424
EDN: 
ESETAK

Удовлетворенность трудом персонала медицинских учреждений: теория и практика социологического изучения (на примере территориальной поликлиники Областного клинического кардиологического диспансера Саратовской области)

Авторы: 
Ивченков С. Г., Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Никифоров Ярослав Александрович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Ситникова Светлана Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье по результатам социологического исследования (выборочного опроса сотрудников территориальной поликлиники в рамках мониторинга качества работы в марте–апреле 2022 г.) раскрываются основные тенденции в оценках сотрудников поликлиники удовлетворенности своим трудом. Теоретико-методологическая концептуализация понятия удовлетворенности трудом позволила выработать рабочее определение изучаемого явления и индикаторную схему исследования. Удовлетворенность трудом – это отношение работника, проявляющееся как совокупность оценок в контексте соответствия/несоответствия результатов и условий деятельности с ожиданиями, которые обусловлены рядом социальных, организационных и личностных факторов, выявляемых через индикаторы качества условий труда, стиля руководства, профессионального развития, отношений в коллективе и т.д. В современной отечественной традиции удовлетворенность трудом продолжает изучаться в качестве концепта, интегрирующего комплекс разнообразных факторов. Их классификация варьируется, но остается в рамках базовой схемы: социальные, личностные и организационные. Уровень удовлетворенности различными аспектами трудового процесса можно представить тремя уровнями: высоким, средним и низким. К первому относятся: личный интерес к делу, психологический климат в коллективе, режим работы, взаимоотношения с руководством, возможность повышения квалификации и карьерного роста. Во второй группе: возможность реализации своих профессиональных навыков и техническое оснащение рабочего места. В третьей группе ссамым низким уровнем оценок: уровень заработной платы и доступность социальных льгот. Динамика изменений в последние два года по вышепредставленным параметрам не выявлена. Большая часть сотрудников редко испытывают физическое или умственное переутомление на рабочем месте. Более 70% опрошенныхсотрудников оценили объем нагрузки на рабочем месте как нормальный. Психологический климат в коллективе комфортный для большинства сотрудников. Работать в привычном режиме является основной профессиональной стратегией сотрудников поликлиники. Пятая часть опрошенных сотрудников поликлиники задумываются о смене места работы в будущем. Доминирующим мотивом профессиональной мобильности является материальный фактор. 

Список источников: 
  1. Locke E. The nature and causes of job satisfaction // Handbook of Industrial and Organizational Psychology / ed. by M. D. Dunnette. Chicago, IL : Rand McNally, 1976. Vol. 1. P. 1297–1343.
  2. Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность // Управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб. : Питер, 2002. С. 777–792.
  3. Иванова Т. Ю., Рассказова Е. И., Осин Е. Н. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики // Организационная психология. 2012. Т. 2, № 3. С. 2–15.
  4. Цой С. Ю. Ценностно-мотивационные аспекты удовлетворенности трудом сотрудников здравоохранения // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 2 (ч. 1). С. 60–64.
  5. Eid M. T. I. Revealing the Main Determinants of Employee Job Satisfaction in Jordanian Hospitals. An Empirical Analysis based on McCloskey. Mueller Satisfaction Scale // European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2016. Vol. 15. Р. 489–495. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2016.09.63
  6. Faragher E. B., Cass M., Cooper C. L. The relationship between job satisfaction and health: A metaanalysis // Occupational and Environmental Medicine. 2005. Vol. 62, iss. 2. Р. 105–112. https://doi. org/10.1136/oem.2002.006734
  7. Руженская Е. В., Руженский В. И. Психологические показатели эффективности и удовлетворенности трудом врачебного персонала психиатрической службы // Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 2. С. 102–108.
  8. Лезнева И. А., Москалюк В. Ю. Удовлетворенность трудом у медицинских сестер первичного звена и стационара // Психологическое сопровождение образования: теория и практика : сб. ст. по материалам VI Междунар. науч.-практ. конф. (Йошкар-Ола, 24–26 декабря 2015 г.). Йошкар-Ола : ИПФ «СТРИНГ», 2016. С. 262–267.
  9. Панкевич В. И., Школьникова М. А., Югай М. Т. Удовлетворенность врачей своим трудом в государственных и частных медицинских организациях // Вестник Росздравнадзора. 2015. № 5. С. 69–78.
  10. Ясько Б. А., Остроушко М. Г. Организационно-психологические условия удовлетворенности трудом персонала учреждения здравоохранения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2, № 2. С. 60–81.
  11. Галкин К. А., Малахов И. Н. От любви до неудовлетворенности. Удовлетворенность и профессиональная идентичность персонала и молодых врачей центров амбулаторной хирургии Санкт-Петербурга // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 4. С. 457–460.
Поступила в редакцию: 
16.08.2022
Принята к публикации: 
29.08.2022
Опубликована онлайн: 
30.11.2022