Для цитирования:
Темнова Л. В., Хрипунова А. Н. Внедрение онлайн-курсов в российское образовательное пространство: преимущества и риски // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2025. Т. 25, вып. 2. С. 156-165. DOI: 10.18500/1818-9601-2025-25-2-156-165, EDN: HXIFYT
Внедрение онлайн-курсов в российское образовательное пространство: преимущества и риски
Социологическое исследование с использованием методов глубинного онлайн-интервью и экспертного интервью позволило определить основные преимущества и негативные стороны современного онлайн-обучения на базе онлайн-школ и авторских курсов. Наряду с демократизацией образовательного пространства, доступностью для широкого круга пользователей, неограниченностью географическими и временными рамками, возможностью совмещения обучения с профессиональной и другими видами деятельности онлайн-курсы обладают большим потенциалом персонализации: свободы выбора темпа и времени обучения, интенсивности, медиа формата прохождения материала, содержания. Интерактивные элементы онлайн-обучения стимулируют активность слушателей. Ведущими факторами продвижения авторских онлайн-курсов выступают личность блогера, его достижения, компетентность и квалификация, убедительность как эксперта, медийность персоны, практикоориентированность предлагаемого контента. Показана дуальность статуса онлайн-курсов. В силу отсутствия законодательной базы, регламентирующей их работу и качество, возникает ряд социальных рисков, связанных с распространением «псевдонаучных» знаний через различные курсы в новых медиа. Выявлены две группы рисков дальнейшего развития онлайн-обучения: для общества (цифровое неравенство; угрозы кибербезопасности; распространение недобросовестных организаций, реализующих онлайн-курсы; отсутствие системы социального контроля и законодательной базы регулирования онлайн-курсов) и для системы образования (недостаточная подготовка преподавателей; трудности идентификации обучающегося и контроля самостоятельности выполнения заданий).
- Готлиб А. С. Сможет ли онлайн-образование стать альтернативой традиционному университету? // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 1 (123). С. 15–22.
- Пономарев Р. Е. Образовательное пространство. М. : МАКС Пресс, 2014. 100 с.
- Радина Н. К., Балакина Ю. В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 178–194. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-178-194
- Байдикова Н. Л. Цикличная модель смешанного обучения: технологический подход // Концепт. 2020. № 1. С. 39–50. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11004, EDN: TQTJNV
- Радыгина Е. Г. Построение эффективной модели организации дистанционного обучения // Концепт. 2022. № 2. С. 10–23. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2022-11007, EDN: HDRRBE
- Абакумова Н. Н. Реализация компетентностного подхода в практике дистанционного обучения // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 286. С. 158–161. EDN: KCLEXJ
- Полянкина С. Ю. Онлайн-образование: реонтологизация или деонтологизация? // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3428–3437. https://doi.org/10.15372/PEMW20200105
- Стриженко А. А. Онлайн-образование: теория и практика // Экономика. Профессия. Бизнес. 2016. Спецвып. 1. С. 75–79. EDN: WBGEUL
- Шевчук П. А. Продвижение онлайн-школ в сети интернет // Collegium Linguisticum-2022 : сб. науч. ст. Ежегодной Междунар. конф. Студенческого научного общества МГЛУ (Москва, 16–19 марта 2022 г.) / отв. ред. И. А. Гусейнова. М. : Изд-во МГЛУ, 2022. С. 833–836. EDN: WBMOTG
- Коломийцева Е. Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2021. Т. 1, № 1 (34). С. 144–152. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_1_1_144, EDN: RYYGYX
- Sementelli A. J., Garrett T. M. MOOCs: Meaningful learning tools for public administration education or academic simulacra? // Education and Training. 2015. Vol. 57, iss. 4. P. 461–470. https://doi.org/10.1108/ET-03-2014-0031
- Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Имитации в высшем образовании как социальная проблема // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 88–106. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-88-106