Научный отдел. Социология

Имиджевые характеристики субъекта политического процесса – органов МСУ российских городов-миллионников: анализ социальных медиа

В данной статье рассматриваются вопросы формирования имиджа субъектов современного российского процесса – тринадцати российских городов-миллионников в социальных медиа (за исключением городов федерального значения – Москвы и СанктПетербурга). На основе контент-анализа сообщений, размещенных на официальных аккаунтах органов местного самоуправления городов-миллионников в социальной сети «ВКонтакте» за период с 1 сентября по 1 декабря 2021 г., авторы определили основные имиджевые характеристики, транслируемые через официальные аккаунты в социальных медиа. 

Спрессованное время пандемии

Целью статьи выступает раскрытие особенностей изменений представлений и поведения различных групп системы образования в период пандемии COVID-19. Авторы проанализировали результаты двух фокус-групп, проведенных летом 2021 г. стажерами Научно-образовательного регионального центра мониторинговых исследований СГТУ им. Гагарина Ю. А. В результате обнаружены различия восприятия социальной изоляции студентами, проживающими с семьями, и одинокими людьми.

Интеграция иммигрантов в Испании: особенности, государственная политика, возможности использования в России

Высокая доля иммигрантского населения в России, его этническое и религиозное разнообразие актуализируют решение проблем экономической и социально-культурной интеграции иммигрантов для обеспечения безопасности и стабильности развития общества. Для разработки программ интеграции мигрантов в России на национальном и региональном уровне и оценки их эффективности важной задачей является анализ опыта Испании, страны с похожей структурой миграционных потоков и региональными особенностями интеграции. В статье представлены результаты анализа политики интеграции мигрантов в Испании.

Социологический анализ вероучения и социальной организации новых религиозных движений в России

В статье на основе авторской классификации описываются и анализируются вероучение и социальная организация новых религиозных движений (НРД). Классификация строится на следующих критериях: взаимодействие НРД с обществом и традиционными религиями; география возникновения и распространения НРД; догматика и вероучение НРД; юридически-правовой статус НРД. По результатам анализа мы характеризуем НРД, чья деятельность запрещена или ограничена в России, но которые, тем не менее, активно функционируют в общественном пространстве.

Процесс обращения в контексте православной религиозности

Целью данной статьи является содержательная соотнесенность разных методологических подходов к анализу процесса религиозного обращения с точки зрения православной конфессиональной интерпретационной специфики. В смысловое поле анализа включены важные элементы структуры обращения в православие: участники (субъекты, агенты) обращения, мотивы обращения, практики обращения, эффекты (результаты) обращения, этапы обращения, критерии (признаки) обращения. В качестве участников (субъектов) обращения рассматриваются обращаемый, социальное окружение обращаемого и православный проповедник.

Бедность как основа социальной депривации россиян

В статье по общероссийским эмпирическим данным выявлено, что 30,6% россиян находятся в состоянии бедности или нищеты. Чем меньше размер поселения, тем больше в нем бедных людей. По мере старения населения оно больше подвержено бедности и нищете. Бедность очень сильно коррелирует с социальной и политической депривацией. Чем беднее население, тем шире круг его проблем, непосредственно связанных с выживанием, тем чаще основным источником информации для него выступает телевидение, тем больше оно ограничено в своих информационно-технологических возможностях.

Занятость как фактор социального самочувствия сельчан

В нынешних условиях занятость сельского населения является одним из ключевых факторов, определяющих социальное самочувствие, поскольку обеспечивает стабильный доход, социальные гарантии и относительно достойный уровень жизни. Фокус данной статьи направлен на сравнение социального самочувствия сельчан, занятых в разных сферах профессиональной деятельности. Эмпирической базой исследования послужили материалы социологического опроса сельского населения Хакасии (2018 г.). Результаты показали, что лучше всех себя ощущают сельчане, трудящиеся в промышленном секторе экономике.

Практики женского предпринимательства в регионе: поколенческий аспект

В статье представлены результаты качественного социологического исследования возрастной специфики ключевых составляющих женской предпринимательской активности, проведенного авторами статьи. Фокус исследовательского интереса базируется на выявлении и анализе ключевых факторов женской предпринимательской активности в возрастном измерении применительно к Саратовской области. В социологическом исследовании использовался метод аналитической индукции («метод типичных случаев»). В качестве исходных данных выступали транскрипты глубинных интервьюс жительницами г.

Специфика эмпирических исследований цифровой социализации на материалах российского Фонда Развития Интернет

В статье представлен обзор эмпирических исследований цифровой социализации детей, подростков и молодежи на материалах Фонда Развития Интернет. Публикационная деятельность Фонда в части методологического и эмпирического интереса к личности в информационном обществе сконцентрирована на проблемах обеспечения безопасности молодых пользователей сети Интернет, защиты их от противоправного и агрессивного контента.

Молодая семья в регионе: теория, практика и проблемы семейной политики

В статье результатам социологического исследования, проведенного в Саратове, показано, что современная молодая семья является переходной от первого традиционного типа ко второму, партнерскому. Ее жизнь отличается удлинением срока вступления в брак, разнообразием досуга, традиционным распределением обязанностей, ограниченными материальными возможностями, помощью со стороны родителей, высоким уровнем конфликтности.

Страницы