Scientific section. Sociology

The place and role of scientific knowledge in risk and trauma society: The analysis of modern Russian sociologists’ concepts

The article refers to the works of O. N. Yanitskiy, Zh. T. Toschenko and S. A. Kravchenko that are focused on modern world social processes, particularly in modern Russia. The purpose of the article is to identify the general and specific views of modern Russian sociologists on the role of scientific knowledge in developing Russian society. The importance of scientific knowledge in the political processes (O. N. Yanitskiy), in the process of developing and implementing the national government strategy (Zh. T. Toshchenko) and, in the most general sense, at the level of social dynamics (S.

On the communicative nature of electronic cultur

The Internet, as the global communication channel, is a factor systemically transforming all social reality. Digitalization of almost all spheres of life, communications virtualization and the expansion of network interactions lead to deep changes in the social structure, social institutions, sociocultural mechanisms for the functioning of society and revising ethical and legal norms. Transformation changes of a large-scale sociocultural context generate a new type of culture.

Social-demination factor and practice youth in Russia and Saratov region

The article on the results of sociological studies conducted in Saratov and Russia reveals the socio-demographic factors of the reproductive attitudes of young people. The analysis of the data revealed that with age the acceptable and appropriate period of birth of the first child increases, the level of childbearing in the reproductive practices of young people increases, and the responsible attitude towards the appearance of children increases. However, the majority of young people (57.3%) do not consider children as a guarantee of personal, family happiness.

The well-being of modern society: The sociological status of measurement

The article is devoted to the problem of revaluation of the value components that are included in the concept of “welfare”, which is relevant for modern society. Today it is becoming very important for a person to assess his/her well-being in order to realize his/her role in society. It is considered that well-being is a multi-level, qualitative indicator that combines material resources, consumer goods, the population state of health, its social and natural environment. However, quantitative methods of measuring well-being have not yet been sufficiently studied.

The correlation of mythological, ideological and figurative-symbolic mechanisms of constructing state identity

The article considers the place of figurative and symbolic cultural phenomena in the process of forming the state identity of modern Russian youth. These phenomena are considered from the point of view of the possibility of direct influence on the value consciousness by using the socio-psychological potential of “aesthetic information” (A. Mol). The correlation of the figurative and symbolic aspects of the formation of state identity with the mythological and ideological aspects of this process is shown.

Social functions of youth associations through the prism of the activists’ opinion

According to the results of the sociological survey conducted in 2019 (N = 350 people on probability quota-target sample), the synthesis of social and individual needs of young people was revealed when social solidarity as an urgent need is combined in the work of its associations with functional emotionality, satisfaction from meaningful fullness of interesting and useful activities.

Structural foundation for interactions in online games

The article examines the structural foundations of interactions between gamers in online games on the example of the youth segment of Russian audience of computer games. The analysis of the main elements of in-game mechanics structuring the communicative interactions of gamers in online games is carried out on the basis of the B. Latour’s actor-network theory, allowing us to consider the game as an actor of socio-technical interactions.

Family violence in COVID-19 pandemic: Who is guilty and what to do?

The article presents the analysis of the problem of domestic violence on the basis of domestic and foreign statistical data and the research results. Attention is focused on the aggravation of this problem during the pandemic of the new coronavirus infection COVID-19 in many countries of the world.

Current issues of waste management policy in Russia

In the conditions of modern social development and the emergence of such a trend of the modern digital era as the “green” economy, the issues of waste management are of particular importance. Personal experience and participation in various activities for separate waste collection show a twofold state of affairs: on the one hand, there are parties interested in sorting out the waste and, on the other hand, separate waste collection has not yet firmly entered the consciousness of Russian people.

Formation of social capital of political parties and public organizations in the region: Main directions and means

On the basis of the comparison of modern foreign and Russian sociologists’s views, a structural and factorial operationalization of the concept of “social capital of political parties and public organizations” is developed. The material and cultural resources are available for the accumulation of social capital in the region. But regulatory measures (legislative, information and educational) are still needed to strengthen the social interaction between political parties and public organizations and the government structures representing regional society.

Pages

Научный отдел. Социология

Место и роль научного знания в современном обществе риска и травмы: анализ концепций современных российских социологов

В статье автор обращается к работам О. Н. Яницкого, Ж. Т. Тощенко и С. А. Кравченко, в фокусе которых находится концептуализация социальных процессов в мире в целом и современной России в частности. Цель статьи – выявление общих и специфичных взглядов современных российских социологов на определение роли и места научного знания в развитии российского социума. Значимость научного знания в политическом процессе (О. Н. Яницкий), в процессе разработки и реализации национальной стратегии развития страны (Ж. Т. Тощенко) и, в самом общем смысле, на уровне социальной динамики (С. А.

О коммуникативной природе электронной культуры

Интернет, как глобальный канал коммуникации, выступает фактором, системно трансформирующим всю социальную действительность. Цифровизация практически всех сфер жизни, виртуализация коммуникаций и расширение сетевых взаимодействий приводят к глубоким изменениям в общественном устройстве, социальных институтах, социокультурных механизмах функционирования общества, пересмотру этико-правовых норм. Трансформационные перемены масштабного социокультурного контекста порождают новый тип культуры.

Социально-демографические факторы репродуктивных установок и практик молодежи в России и Саратовском регионе

В статье по результатам социологических исследований, проведенных в Саратове и России, раскрываются социально-демографические факторы репродуктивных установок молодежи. Анализ данных выявил, что с возрастом увеличивается приемлемый и должный срок рождения первого ребенка, повышается уровень детности в репродуктивных практиках молодежи, растет ответственное отношение к появлению детей. Однако большинство молодежи (57,3%) не рассматривает детей как залог личного, семейного счастья.

Благосостояние современного общества: социологический ракурс измерения

Статья посвящена актуальной для современного общества проблеме переоценки ценностных компонентов, которые входят в понятие «благосостояние». Сегодня становится очень важной оценка человеком своего благосостояния для осознания им своей роли в обществе. Принято считать, что благосостояние – это многоуровневый качественный показатель, объединяющий материальные ресурсы; потребительские блага; состояние здоровья населения, окружающей его социальной и природной среды. Однако количественные методы измерения благосостояния еще недостаточно изучены.

Соотношение мифологических, идеологических и образно-символических механизмов конструирования государственной идентичности

В статье рассмотрено место образно-символических культурных феноменов в процессе формирования государственной идентичности современной российской молодежи. Данные феномены изучаются с точки зрения возможности прямого влияния на ценностное сознание с использованием социально-психологического потенциала «эстетической информации» (А. Моль). Показано соотношение образно-символических аспектов становления государственной идентичности с мифологическими и идеологическими аспектами данного процесса.

Социальные функции молодежных объединений через призму мнения активистов

По результатам социологического исследования методом анкетирования, проведенного в 2019 г. (N = 350 человек по вероятностной квотно-целевой выборке), выявлен синтез социальных и индивидуальных потребностей молодежи, когда социальная солидарность как насущная потребность соединяется в работе ее объединений с функциональной эмоциональностью, удовлетворением от содержательной наполненности интересной и полезной деятельностью.

Структурные основания взаимодействий в онлайн-играх

В статье рассматриваются структурные основания взаимодействий геймеров в онлайн играх на примере молодежного сегмента российской аудитории компьютерных игр. Анализ основных элементов внутриигровых механик, структурирующих коммуникативные взаимодействия геймеров в онлайн-играх, осуществляется с опорой на акторно-сетевую теорию Б. Латура, что позволяет рассматривать игру как актора социотехнических взаимодействий. По результатам авторского исследования, проведенного в 2019 – 2020 гг.

Проблема домашнего насилия в пандемию COVID-19: кто виноват и что делать?

В статье представлен анализ проблемы домашнего насилия, сделанный на основе отечественных и зарубежных статистических данных и результатов научных исследований. Акцентировано внимание на усугублении указанной проблемы во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 во многих странах мира.

Актуальные вопросы политики обращения с отходами в России

В условиях современного развития общества, появления такого тренда современной цифровой эпохи, как «зеленая» экономика, вопросы обращения с отходами приобретают особую значимость. Личный опыт и участие в различных акциях по раздельному сбору отходов показывают двоякое положение дел: с одной стороны, есть лица, заинтересованные в сортировке отходов, а с другой стороны, раздельный сбор отходов еще прочно не вошел в сознание жителей России. Пандемия COVID-19 выдвинула другие приоритеты безопасной утилизации, и раздельный сбор ушел на второй план.

Формирование социального капитала политических партий и общественных организаций в регионе: основные направления и средства

На основе проведенного сравнения взглядов современных зарубежных и российских социологов разработана структурная и факторная операционализация понятия «социальный капитал политических партий и общественных организаций». Сделан вывод о том, что для накопления социального капитала в регионе имеются материальные и культурные ресурсы. Но еще необходимы регулятивные меры (законодательные, информационно-образовательные), чтобы усилить социальное взаимодействие политических партий и общественных организаций со структурами власти и с представителями регионального социума.

Страницы