Scientific section. Sociology

Personnel training for high-tech industries in the system of lifelong education

At present the higher education system does not meet the employer’s requests. Therefore, the concept of lifelong education is becoming more and more relevant. One of the aspects of such education is a corporate university which not only provides the necessary knowledge to work for a particular company, but also improves general cultural skills. On the basis of expert interviews (N = 100) conducted in 2017–2019. it was considered as high-tech industries are ready to participate in personnel training in order to have well-trained employees and receive economic profit.

Forms of interaction between enterprises and educational structures in the training of personnel for regional innovative enterprises

The article discusses educational practices and forms of interaction among enterprises, universities, colleges, educational centers and other structures in the process of training for innovative enterprises of Ulyanovsk region. In this regard, some differences in the approaches of new industries and enterprises that have existed since the Soviet era are indicated. In particular, this concerns the development of various intracorporate retraining and advanced training programs, including their own educational centers.

Interpretation of M. Weber’s theory of ideal types in application to empirical sociological research

The article analyzes the problems of interpretation of Max Weber’s theory of «ideal types» in empirical sociological studies. The theory of «ideal types» is effective for studying the systemic qualities of universal socio-cultural institutions, local social groups and individuals. The concept of «ideal» is differentiated in everyday consciousness and in scientific and sociological discourses. In sociology, the «ideal» is understood as referring to the sphere of consciousness, regardless of the positive or negative assessment of a social phenomenon.

Physical culture and sport as a social space

The article considers the theoretical aspects of the phenomenon of physical culture and sport as a social space in the framework of the main provisions of Pierre Bourdieu sociological theory. A retrospective review of scientific sources on the impact of physical culture and sports on various aspects of human life is made. Empirical studies allowing to apply the classical concepts of “social space”, “field”, “types of capital”, and “practice of agents” to physical culture and sports activities are noted.

Socio-cultural context of speech conflicts

The article highlights the problem of socio-cultural nature of speech conflicts. Communicators’ speech activity is conditioned both by inner and external factors of communication situation. Communicators’ personal types are of great importance, as well as their communication schemes. Personal values and principles define human motivation and intention. The asymmetry of communication activity, a speech one included, causes a lot of various conflicts.

Sociological aspects of improving the contaminated territories of Saratov

The article discusses the problems of urban development of the contaminated territories of Saratov aimed at improving this territory. Particular attention is paid to the substantiation and necessity of using in sociological studies of a modern city such a concept as a socio-territorial community, which is interpreted as a form of social life, where a certain set of individuals has the same type of relationship to a specific territory. Glebutchev ravine was chosen as a contagious model polygon.

Смысловые составляющие позднего вдовства

В статье осуществляется содержательный анализ позднего вдовства, расставляются акценты на наиболее значимых смысловых и структурных характеристиках, сопровождающих его трудностях и переживаниях. Выделяется специфика позднего вдовства, связанная с распадом унитарного супружеского союза, с повышением степени риска и неопределенности повседневной жизни как в социокультурном, так и в витальном смысле. Особое внимание уделяется фольклорным образам вдовствующих людей, которые в значительной степени формируют базовые стереотипы.

Atomic CATF as a special type of monotown: Prospects and problems of development

The article deals with the features of closed nuclear cities (CATF), identifying the environmental features. The problem of CATF is the completion of the Soviet atomic project, and the need of formating CATF. The development prospects of CATF are seen in rebooting and developing the industrial potential in the direction of nuclear energy technologies and science-intensive industrie.

Some dysfunctional aspects of social competition in universities

In modern conditions of profound changes in Russian social reality socio-cultural space and social competition became a powerful factor contributing to the mobilization of the activity of individuals, groups, society as a whole. The desire of people to take a more favorable social position, the struggle for various resources construct new models of human behavior, new practices. Social competition is viewed as a form of social ties and the type of social interactions reflecting the ability of achieving goals in conditions of competition with others.

The conceptualization of “megacity”: Formal-quantitative, legal, functional and systemic approaches

The article considers various methodological approaches to the definition of a megacity, reveals the relationship between the concepts of “megalopolis”, “megacity”, “megapolitan type city”. The differences between foreign and Russian traditions in the definition of a megacity are revealed. It is concluded that the specificity of the “megacity” interpretation in Russian science is determined by the objective conditions for the formation and development of large Russian cities.

Pages

Научный отдел. Социология

Подготовка кадров для наукоемких производств в системе непрерывного образования

Система высшего образования в настоящее время не отвечает запросам работодателя. Поэтому все более актуальной становится концепция непрерывного образования. Одним из аспектов такого образования является корпоративный университет, который не только дает необходимые знания для работы в конкретной компании, но и повышает общекультурные навыки. В статье на основе экспертных интервью (N = 100), проведенных в 2017–2019 гг., рассматривается, как наукоемкие производства готовы участвовать в подготовке кадров для того, чтобы иметь хорошо подготовленных сотрудников и получать экономическую прибыль.

Формы взаимодействия предприятий и учебно-образовательных структур при подготовке кадров для инновационных предприятий региона

В статье рассмотрены сложившиеся в регионе образовательные практики и формы взаимодействия предприятий, вузов, ссузов, образовательных центров и других структур в процессе подготовки кадров для инновационных предприятий Ульяновской области. Названа проблема недостаточной подготовленности выпускников и отмечена необходимость постдипломного обучения в соответствии с условиями инновационного производства. Обозначены в связи с этим некоторые различия в подходах новых производств и предприятий, существующих с советской поры.

Интерпретация теории «идеальных типов» М. Вебера применительно к эмпирическому социологическому исследованию

В статье анализируются проблемы интерпретации теории «идеальных типов» Макса Вебера в отношении эмпирических социологических исследований. Отмечается, что теория «идеальных типов» является эффективной для исследования системных качеств универсальных социокультурных институтов, локальных социальных групп и индивидуумов.

Физическая культура и спорт как социальное пространство

В статье рассматриваются теоретические аспекты феномена физической культуры и спорта как социального пространства в рамках основных положений социологической теории Пьера Бурдье. Осуществлен ретроспективный обзор научных источников о влиянии физической культуры и спорта на различные стороны жизни человека. На основе теоретического анализа социальных характеристик пространства сделан обзор эмпирических исследований, позволяющих применить к физкультурно-спортивной деятельности классические понятия «социальное пространство», «поле», «виды капитала», «практики агентов».

Социокультурный контекст речевых конфликтов

 В статье рассматривается проблема социокультурной природы речевых конфликтов. Речевые действия коммуникантов обусловлены внутренними и внешними факторами коммуникации. Личностные типы коммуникантов имеют большое значение, так же как и их коммуникативные схемы. Личностные ценности и принципы определяют человеческую мотивацию и интенциональность. Асимметрия коммуникативной деятельности, включая и речевую, служит причиной множества конфликтов.

Социологические аспекты благоустройства заовражных территорий города Саратова

 В статье рассматриваются проблемы градостроительного освоения заовражных территорий города Саратова, возникающие в процессе благоустройства данной территории. Особое внимание уделяется обоснованию и необходимости применения в социологических исследованиях современного города такого понятия, как социально-территориальная общность, которое трактуется как форма общественной жизни, где определенное множество индивидов обладают однотипными отношениями к конкретной территории. В качестве заовражного модельного полигона был избран Глебучев овраг.

Смысловые составляющие позднего вдовства

В статье осуществляется содержательный анализ позднего вдовства, расставляются акценты на наиболее значимых смысловых и структурных характеристиках, сопровождающих его трудностях и переживаниях. Выделяется специфика позднего вдовства, связанная с распадом унитарного супружеского союза, с повышением степени риска и неопределенности повседневной жизни как в социокультурном, так и в витальном смысле. Особое внимание уделяется фольклорным образам вдовствующих людей, которые в значительной степени формируют базовые стереотипы.

Атомный ЗАТО как особый тип моногорода: перспективы и проблемы развития

В статье рассматриваются особенности закрытых атомных городов, с выявлением средовых особенностей. Проблематика атомных ЗАТО заключается в свертывании советского атомного проекта, соответственно, возникает необходимость переформатирования ЗАТО; перспективы развития ЗАТО видятся в «перезагрузке» промышленного потенциала в сторону ядерно-энергетических технологий, развития наукоемких производств.

Некоторые дисфункциональные аспекты социальной конкуренции в вузах

В современных условиях глубоких изменений российской социальной реальности, социокультурного пространства, человека мощным фактором, способствующим мобилизации активности индивидов, групп, общества в целом стала социальная конкуренция. Стремление людей занять более благоприятное социальное положение, борьба за различные ресурсы конструируют новые модели поведения людей, новые практики. Социальная конкуренция рассматривается как форма социальных связей, вид социальных взаимодействий отражает способность целедостижения в условиях соперничества с другими.

Концептуализация понятия «мегаполис»: формально-количественный, правовой, функциональный и системный подходы

В статье рассматриваются различные методологические подходы к определению мегаполиса, выявляется соотношение понятий «мегалополис», «мегаполис», «город мегаполисного типа». Раскрываются различия между зарубежными и отечественными традициями в определении базовых критериев идентификации мегаполиса. Делается вывод о том, что специфичность трактовки мегаполиса в отечественной науке предопределяется объективными условиями формирования и развития крупных российских городов. Анализируются функции, выполняемые мегаполисом на мезо- и макроуровне – в региональном и глобальном пространстве.

Страницы