Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Уфимцева Е. И. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВЫХ ЦЕРКОВНЫХ И ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 416-?. DOI: 10.18500/1818-9601-2016-16-4-416-422

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВЫХ ЦЕРКОВНЫХ И ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Авторы: 
Уфимцева Екатерина Игоревна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Статья содержит историко-социологический обзор институциональных особенностей первых церковных и воскресных школ в России, осуществляемый с опорой на труды С. И. Ми- ропольского, Н. А. Лавровского, Я. В. Абрамова. Описываются исторические и социальные условия возникновения церковных и воскресных школ в России. Рассматриваются цели и сфера деятельности первых церковных и воскресных школ, основные принципы, образовательные идеалы и социальные нормы, присущие данным образовательным учреждениям, система социальных статусов и социальных ролей, представ- ленных в структуре церковных и воскресных школ, особенности внутриинституционального и внеинституционального взаимодействия субъектов церковного и воскресного обра- зования, факторы, препятствующие развитию церковного и воскресного образования на этапе их возникновения. Представлена роль государства, Церкви и общественности в рас- пространении церковных и воскресных школ в российском обществе.

Список источников: 

1 Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приход- ской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. СПб. : Тип. Глазунова, 1910. С. 4.

2 См.: Арчебасова Н. А. Начальное народное образование в Царицынском уезде Саратовской губернии в 1861–1914 гг. : дис. … канд. ист. наук. Волгоград, 2000. С. 76.

3 Лавровский Н. А. О древнерусских училищах. Разсуж- дение, представленное в историко-филологический факультет императорского Харьковского университета Николаем Лавровским для получения степени доктора славяно-русской филологии. Харьков. Печатано в университетской типографии, 1854. С. 5.

4 Миропольский С. И. Указ. соч. С. 19.

5 Там же. С. 18.

6 Там же. С. 56.

7 См.: Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы : история возникновения и тенденции разви- тия // Вестн. ПСТГУ. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2000. Вып. 3 (18). С. 58–66.

8 См.: Никитская Е. А. Воскресная школа как феномен педагогической действительности. История и совре- менность // Вестн. ПСТГУ. Сер. 4. Педагогика. Психо- логия. 2008. Вып. 2 (9). С. 121–132.

9 См.: Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. Их про- шлое и настоящее. СПб., 1900. С. 10.

10 См.: Крутицкая Е. В. Церковно-приходские школы России в конце XIX – начале XX вв. : дис. … канд. ист. наук. М., 2003. С. 55.

11 Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX – начало XX. Сборник документов. СПб., 2000. Док. № 74. С. 173.

12 См.: Абрамов Я. В. Указ. соч. С. 10.

13 Там же. С. 28–29.

14 Там же. С. 33.