Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Рассадина Т. А. Некоторые дисфункциональные аспекты социальной конкуренции в вузах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 150-155. DOI: 10.18500/1818-9601-2021-21-2-150-155

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.75

Некоторые дисфункциональные аспекты социальной конкуренции в вузах

Авторы: 
Рассадина Татьяна Анатольевна, Ульяновский государственный университет
Аннотация: 

В современных условиях глубоких изменений российской социальной реальности, социокультурного пространства, человека мощным фактором, способствующим мобилизации активности индивидов, групп, общества в целом стала социальная конкуренция. Стремление людей занять более благоприятное социальное положение, борьба за различные ресурсы конструируют новые модели поведения людей, новые практики. Социальная конкуренция рассматривается как форма социальных связей, вид социальных взаимодействий отражает способность целедостижения в условиях соперничества с другими. Она пропитывает всю общественную ткань, присуща разным социальным группам, организациям, в том числе таким высокостатусным и сложным, как вузы. В статье анализируются социокультурные механизмы, сопровождающие социальную конкуренцию, такие как прагматизация и рационализация сознания и поведения, трансформация традиционных ценностей. Анализируются механизмы гибко-контекстуальной рациональности, отклонений ценностей от идеальных установок. Представлены практики, симулирующие (имитирующие) процессы организации и реализации разных аспектов учебного процесса вуза. Эти практики способствуют успешному целедостижению акторов, но являются дисфункциональными в инструментальных аспектах, связанных с тем, как происходит целедостижение в условиях соперничества. Показано влияние конкурентных условий на рост авторитарных и бюрократических тенденций; использование презентационной парадигмы, балльно-рейтинговой системы; макдональдизированных практик, в которых количество является синонимом качества. Продемонстрированы некоторые проблемы преподавателей дисциплин социально-гуманитарного цикла, снижающие их конкурентоспособность. Проанализированные практики отражают процесс конструирования социокультурного пространства вузов, институционализации новой нормативно-ценностной реальности.

Список источников: 
  1. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М. : АСТ, 2007.
  2. Немировский В. Г., Немировская А. В. Социальная конкурентоспособность : шансы на успех у молодежи и взрослых // Социологический журнал. 2018. Т. 24, № 2. С. 135. https://doi.org/10.19181/socjour.2018.24.2.5848 ; также  Немировский В. Г., Мальцева А .В. Конкуренция как ценность работающеймолодежи (наматериалах социологических исследований // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 4. С. 187–201. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.615
  3. Радаев В. В. Социология рынков : к формированию нового направления. М. : ГУ ВШЭ, 2003. С. 55.
  4. Бодрияр Ж. Симулякры и симуляция. М. : Постум, 2018.
  5. Селиверстова Н. А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 71–77. DOI:  https://doi.org/10.31857/S013216250008802-5
  6. Шереги Ф. Э., Кириллов А. В. Труд преподавателя вуза : творчество или «выживание»? // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 87–98. DOI: https://doi.org/10.7868/S0132162517110101
  7. Кравченко С. А. Играизация общества : блага и проблемы // Сборник научно-популярных статей – победителей конкурса РФФИ 2007 года. Вып. 11 / под ред. В. И. Конова. М. : Октопус – Природа, 2008. С. 270–276.
  8. Латова Н. В., Латов Ю. В. Обман в учебном процессе // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 31–46.
  9. Зборовский Г. Е. Образовательное знание как проблема социологии // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 12–20.
  10. Зубок Ю. А., Чупров В. И., Дивненко О. В. Симулятивно-имитационные формы рационализации как новые компетенции молодежи в изменяющейся социальной реальности // Российское социологическое сообщество : история, современность, место в мировой науке : материалы науч. конф. к 100-летию Русского социологического общества им. М. М. Ковалевского / отв. ред. Ю. В. Асочаков. СПб. : Скифия-принт, 2016. С. 260–263.
Поступила в редакцию: 
08.02.2021
Принята к публикации: 
15.03.2021
Опубликована онлайн: 
31.05.2021