Образец для цитирования:

Казаков А. А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ МЕДИЙНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ВЛИЯНИЯ СМИ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 205-?. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-2-205-211


ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ МЕДИЙНОЙ ГРАМОТНОСТИ И ВЛИЯНИЯ СМИ

В статье на основе анализа результатов опросов общественного мнения рассматриваются основные параметры отношения российской молодежи к политике. Автор характеризует медийную составляющую политической культуры молодых людей в контексте уровня сформированности их медийной грамотности и выделяет пессимистическую и оптимистическую тенденции в развитии данного феномена. Делается вывод о том, что, с одной стороны, современная молодежь меньше интересуется политикой и реже ее обсуждает, но, с другой стороны, чаще узнает о происходящем из интернет-ресурсов и более скептически настроена в отношении достоверности сообщаемой журналистами информации.

Литература

1 См.: Богданов А. В. Социально-политический анализ концепта «молодежная политическая культура» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2011. Т. 11, вып. 3. С. 86–88 ; 

Кудрявцева Е. Э. Политическая культура студенческой молодежи в современном российском обществе // Вестн. ПАГС. 2014. № 6 (45). С. 97–102 ; 

Оганян К. М. Политическая культура современной молодежи // Вестн. СГУ. 2010. № 2. С. 189–196 ; Рылкина А. П. Политическая культура студенческой молодежи России : анализ отечественных диссертационных работ // Науч. ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. 2009. Т. 56, № 9. С. 178–182. 

2 См.: Чекмарев Э. В. Влияние политической модернизации на социальное становление и развитие политической культурымолодых людей в регионах России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2012. Т. 12, вып. 2. С. 87–90 ; 

Его же. Возможности инкультурации в формировании политической культуры современной молодежи регионов России // Вестн. ПАГС. 2013. № 3 (36). С. 96–100. 

3 См.: Богданов А. В. Модернизационные и традиционные ценностные политические ориентации молодежи в современной России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 98–101 ; 

Вилков А. А., Богданов А. В. Традиционализм и модернизм в политической культуре студенческой молодежи в современной России // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2011. Т. 11, вып. 4. С. 68–74. 

4 См.: Дорофеев В. И., Чекмарев Э. В. Политическое участие молодежи в условиях транзитивности российского общества (региональный аспект) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2007. Т. 7, вып. 1. С. 75–83 ; 

Никулина С. И. Политическая культура молодежи Российской Федерации и ее развитие в условиях реформ : дис. … канд. полит. наук. Н. Новгород, 2008. 

5 См.: ВилковА. А., НекрасовС. Ф., РоссошанскийА. В. Политическаяфункциональность современных российских СМИ / под ред. А. А. Вилкова. Саратов : Саратовский источник, 2011 ; 

Казаков А. А. Теоретико-методологический потенциал категории «медийная повестка дня» : возможности и ограничения // Вестн. ВолГУ. Сер. История. Регионоведение. Международные отношения. 2012. № 1. С. 138–143 ;

Колпаков В. В. Влияние интернет-технологий на формирование политической культуры российской молодежи // Локус : люди, общество, культуры, смыслы. 2017. № 4. С. 122–132 ; 

Миронова Т. А. Влияние коммуникативной культуры студента на формирование политической культуры молодежи // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 9 (111). С. 40–46 ; 

Савина С. В., Масеев С. В. Средства массовой информации : аспектывоздействия на политическую культуру современной молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 11. С. 269–277. 

6 См.: Баталов Э. Я. Политическая культура России сквозь призму civic culture // Pro et Contra. 2002. № 3. С. 10. 

7 См.: Жилавская И. В. Проблема формирования понятийного аппарата медиаобразования в условиях конвергенции медиа- и информационной грамотности // Фундаментальные исследования. 2014. № 5 (ч. 1). С. 213–217 ; 

Казаков А. А. Медиаграмотность в контексте политической культуры : к вопросу об определении понятия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2017. № 4. С. 78–97 ; 

Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. М. : Директ-Медиа, 2013 ; Christ W. G., Potter W. J. Media literacy, media education, and the academy // Journal of Communication. 1998. № 48. P. 5–15 ; 

Hobbs R., Jensen A. P. The past, present and future of media literacy education // Journal of Media Literacy Education. 2009. № 1(1). P. 1–17. 

8 Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 13 августа 2017. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6% (См.: URL: http://fom.ru/Politika/13668 (дата обращения: 07.03.2018)). 

9 Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 до 30. 18 мая 2016. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6% (См.: URL: http://fom.ru/Politika/13045 (дата обращения: 07.03.2018)). 

10 См.: URL: http://fom.ru/Politika/13668 (дата обращения: 07.03.2018). 

11 См.: URL: http://fom.ru/Politika/13045 (дата обращения: 07.03.2018). 

12 См.: URL: http://fom.ru/Politika/13668 (дата обращения: 07.03.2018). 

13 Источник данных: «ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 лет и старше. 4 июня 2017. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6% (См.: URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13618# (дата обращения: 07.03.2018)). 

14 Источники данных: Опрос молодежи 15–17 лет. 21 апреля – 2 мая. 207 населенных пунктов, 73 субъекта РФ, 800 респондентов. Интервью по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6% (См.: URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13324 (дата обращения: 07.03.2018)) ; 

«ФОМнибус» – опрос граждан РФ от 18 до 30 лет. 18 мая 2016. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Интервью по месту жительства. Статпогрешность не превышает 3,6% (См.: URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12873 (дата обращения: 07.03.2018)). 

15 См.: Волков Д., Гончаров С. Российский медиаландшафт : основные тенденции использования СМИ – 2017. URL: https://www.levada.ru/2017/08/22/16440/ (дата обращения: 07.03.2018). 

16 См.: URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13618# (дата обращения: 07.03.2018)). 

17 Источник данных: Опрос недельной аудитории интернет-пользователей. 15–19 января 2016. 104 населенных пункта, 53 субъекта РФ, 1000 респондентов. Интервью по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 4,3% (См.: URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12491 (дата обращения: 07.03.2018)). 

18 Там же.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: