Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Самаков Н. В. Противодействие антироссийским экономическим санкциям 2022–2023 гг. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 113-119. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-1-113-119, EDN: RSQANU

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
327.8:341.655
EDN: 
RSQANU

Противодействие антироссийским экономическим санкциям 2022–2023 гг.

Авторы: 
Самаков Никита Владимирович, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

В статье приведён анализ противодействия антироссийским экономическим санкциям. Противодействие санкциям рассматривается через призму политики обеспечения экономической безопасности страны. Раскрывается механизм принятия решений в области противодействия экономическим санкциям, выделяются основные направления мер, способствующих адаптации экономики страны к условиям санкционных ограничений и защите от угроз, сопряжённых с экономическими санкциями. Обеспечение экономической безопасности в условиях санкционных ограничений осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном. При этом формирование рамок и основных направлений такой политики осуществляется на федеральном уровне. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, издаёт указы, определяющие основные положения того или иного направления политики. Правительство и Федеральное Собрание РФ реализуют обозначенные направления и влияют на обеспечение экономической безопасности страны в целом. Так, в период санкционных ограничений Президент РФ дал ряд поручений, направленных на поддержку определённых отраслей экономики, укрепление экономического суверенитета страны, а также определил географические направления для переориентации внешнеэкономического сотрудничества – СНГ, Азия, Африка и Латинская Америка. Более конкретную политику в рамках направлений, определённых на федеральном уровне, на субнациональном уровне формируют региональные органы власти. Основными направлениями мер регионального уровня стали: импортозамещение, стимулирование экспортной деятельности, формирование новых логистических цепочек, интенсификация межрегиональной кооперации, развитие внешней торговли, формирование более привлекательного инвестиционного климата. При этом в зависимости от специфики региона отличается и набор инструментов и ресурсов, более активно применяемый региональной властью в рамках противодействия санкциям.

Список источников: 
  1. Россия занимает первое место в мире по числу введенных санкций // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5249730 (дата обращения: 14.07.2023).
  2. Кеффер Л. Матвиенко считает, что негативные прогнозы о российской экономике не оправдались // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5735356 (дата обращения: 19.07.2023).
  3. Ткачёв И., Дзядко Т., Виноградова Е. Экспорт российских товаров в 2022 году установил рекорд // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/03/2023/640f35739a7947254d6f8154 (дата обращения: 15.07.2023).
  4. Титов А. Б., Михеенко О. В. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 46–49. EDN: XRJPMD
  5. Манохина Н. В. Экономическая безопасность : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2014. 320 с.
  6. Экономическая безопасность: Производство – Финансы – Банки / под ред. В. К. Сенчагова. М. : Финстатинформ, 1998. 621 с. EDN: TNFURF
  7. Яшин С. Н., Пузов Е. Н. Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий // Финансы и кредит. 2006. № 3 (207). С. 31–36. EDN: NBXNOZ
  8. Чурикова Е. А. Механизм обеспечения экономической безопасности государства и его регионов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 1, ч. 1. С. 42–48. EDN: VWOBLP
  9. Саликов Ю. А., Золотарева И. И., Бородкина Т. А. Угрозы экономической безопасности региона // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. № 1 (71). С. 490–496. https://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-490-496, EDN: YTNJPT
  10. Илаев Ш. А. Региональные интересы и угрозы экономической безопасности региона как составной части экономической безопасности России // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5. С. 205–209. EDN: QZDQYP
  11. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности». URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/QZw6hSk5z9gWq0plD1ZzmR5cE... (дата обращения: 28.08.2023).
  12. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. Доступ из справ.- правовой система «Гарант».
  13. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях) : указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 (утратил силу). Доступ из справ.-правовой система «Гарант».
  14. Законопроект № 346758-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя”». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/346758-8 (дата обращения: 14.08.2023).
  15. Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/70412 (дата обращения: 18.08.2023).
  16. Михаил Мишустин утвердил план первоочередных мер по обеспечению работы российской экономики в условиях частичной мобилизации. URL: http://government.ru/news/46753/ (дата обращения: 15.08.2023).
  17. Правительство выделило более 3 млрд рублей на обслуживание кредитов для системообразующих предприятий промышленности и торговли. URL: http://government.ru/news/48917/ (дата обращения: 15.08.2023).
  18. В Петербурге разработан пакет мер поддержки экономики в условиях санкций. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/233836/ (дата обращения: 20.08.2023).
  19. Город выделяет субсидии для поддержки экспортеров. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/ 243702/ (дата обращения: 21.08.2023).
  20. В Москве действует масштабная антикризисная программа – Сергей Собянин. URL: https://www. mos.ru/mayor/themes/12299/8928050/ (дата обращения: 12.08.2023).
  21. Сергей Собянин: Перед регионами стоят задачи по импортозамещению нового уровня и качества. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/8251050/ (дата обращения: 12.08.2023).
  22. Завод «Москвич» заключил один из крупнейших в мире контрактов на поставку электромобилей для такси и каршеринга – Сергей Собянин. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/9237050/ (дата обращения: 12.08.2023).
  23. Сергей Собянин: Почти 80 процентов контрактов Москвы на портале поставщиков – закупки товаров отечественного производства. URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/12299/9274050/ (дата обращения: 12.08.2023).
  24. Офсетный контракт по производству лекарственных препаратов обеспечит импортозамещение и независимость от внешних поставок. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/243603/ (дата обращения: 17.08.2023).
  25. Александр Беглов о ПМЭФ-2022: Мы сделали ставку на качество инвестиций в экономику города. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/240965/ (дата обращения: 17.08.2023).
  26. В Югре будет создана первая особая экономическая зона. URL: https://gov.admhmao.ru/vse-novosti/ 7897882/ (дата обращения: 20.08.2023).
  27. Создание НТЦ «ЮНИТИ ПАРК» в Югре поможет достижению технологического суверенитета страны. URL: https://gov.admhmao.ru/vse-novosti/8282429/ (дата обращения: 20.08.2023).
  28. В Татарстане создан «Центр импортозамещения». URL: https://mert.tatarstan.ru/index.htm/news/2068309.htm (дата обращения: 21.08.2023).
Поступила в редакцию: 
17.09.2023
Принята к публикации: 
25.11.2023
Опубликована онлайн: 
01.03.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)