Творчество А.Я. Марченко в интерпретации Е.С. Некрасовой
Статья посвящена изучению критической рецепции творчества А.Я. Марченко, писательницы второй половины XIX в. материалом исследования послужили критические отзывы современников писательницы, которые свидетельствуют о дискриминационном отношении к женскому творчеству.
1 Творчество Марченко до сих пор не изучено, суще-
ствует лишь несколько работ, обращенных к ее произ-
ведениям (см.: Zirin M. Women`s Prose Fiction in the Age
of Realism // Women writers in Russian literature / Ed. by
Toby W. Clyman, Greene Diana. Westport, Connecticut-
London, Greenwood Press, 1994. P. 77–96; Савкина И.
Провинциалки русской литературы (женская проза 30–
40-х годов XIX века). Серия FrauenLiteraturGeschichte:
Texte und Materialien zur russischen Frauenliteratur. Verlag
F.K. Gцpfert. Wilhelmshorst, 1998. С. 126–129).
2 После смерти писательницы появился краткий некро-
лог и этим на многие годы ограничилось внимание к
ней современников (см.: Некролог // Новое время. 1880.
5 ноября. № 1685).
3 См.: Некрасова Е.С. Графиня Е.П. Ростопчина // Вест-
ник Европы. 1885. № 5; Она же. Елена Андреевна Ган
(Зенеида Р-ва) // Русская старина. 1886. № 8; Она же.
Елизавета Кульман // Исторический вестник. 1886.
№ 12; Она же. Анастасия Яковлевна Марченко (Т.Ч.
или А. Темризов) // Киевская старина. 1889. № 11;
Она же. Надежда Андреевна Дурова (псевдонимы:
Девица – кавалерист, Александров) // Исторический
вестник. 1890. № 9.
4 Очерк Некрасовой до сих пор остается единственным
источником сведений о жизни и творчестве Марченко,
и к нему апеллируют современные исследователи (см.:
Кеда А.А. Марченко Анастасия Яковлевна // Русские
писатели. 1800−1917: Биографический словарь / Под
ред. П.А. Николаева. М.: Изд-во «Большая Российская
энциклопедия», 1994. Т. 3. С. 536–537; Demidova O.
Marchenko Anastasija Iakovlevna // Dictionary of Russian
women writers / Ed. by Marina Ledkovsky, Charlotte
Rosenthal, Mary Zirin. Westport, Connecticut-London,
Greenwood Press, 1994. P. 408–410.
5 Некрасова Е.С. Анастасия Яковлевна Марченко (Т.Ч.
или А. Темризов): очерк // Киевская старина. 1889.
№ 11. С. 411. Далее цитаты приводятся в тексте с ука-
занием страниц.
6 О критериях оценки женского творчества в критике
см., например: Шоре Э. Елена Ган – русская Жорж
Санд? // Пол. Гендер. Культура: Немецкие и русские
исследования / Под ред. Э. Шоре и К. Хайдер. М.: РГГУ,
2000. Вып. 2. С. 171−185; Строганова Е.Н. Женская
критика в литературном процессе второй половины
XIX века (Н.Д. Хвощинская) // О литературе, писателях
и читателях: Сб. науч. тр. памяти Г.Н. Ищука / Сост.
М.В. Строганов, А.Ю. Сорочан. Тверь: Золотая буква,
2005. С. 92–121; Строганова Е.Н. «Прах и суета»:
Женское творчество в оценках Надежды Хвощинской
и ее современниц // Женский вызов: русские писатель-
ницы XIX – начала XX века / Под ред. Е. Строгановой
и Э. Шоре. Тверь: Лилия Принт, 2006. С. 120–137 и др.
7 Некрасов Н.А. Заметки о журналах за март 1856 года //
Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: В
15 т. Л.: Наука, 1990. Т. 11, кн. 2. С. 244.
8 [Б.п.] Разлучники. Роман А. Темризова // Отечествен-
ные записки. 1869. Т. CLXXXVI. С. 79.
9 Строганова Е.Н. «Прах и суета». С. 125.
10 Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года
// Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т.
М.: АН СССР, 1953. Т. X. С. 353.
11 Там же. С. 351.
12 Там же. С. 352.
13 [Б.п.] Путевые заметки. Соч. Т.Ч. // Финский вестник.
1847. № 8. С. 49.
14 Марченко А.Я. (Темризов А.) Разлучники. СПб.: В
типографии д-ра М. Хана, 1869. С. 4−5.