Тело сквозь призму научного и художественного восприятия в литературе романтизма
Статья посвящена различным образам тела в романтической литературе и взаимодействию научного и художественного подходов к человеческому телу. На материале произведений Фр. Шлегеля, Новалиса, Л.А. фон Арнима, Э.Т.А. Гофмана и Мэри Шелли выявляется противоречивое отношение писателей-романтиков к науке: интерес, недоверие и прозрение опасностей неконтролируемого знания, лишенного этической и эстетической составляющих.
1 Новалис. Гимны к ночи. М., 1996. С. 48–49.
2 Там же. С. 53.
3 Гофман Э.Т.А. Советник Креспель // Гофман Э.Т.А.
Новеллы. М., 1983. С. 166.
4 Там же. С. 160.
5 Herrmann B. Das Geschlecht der Imagination: Anthropo-
plastik um 1800 // Textmaschinenkцrper. Genderorientierte
Lektьren des Androiden. Amsterdam; N.Y., 2006. P. 59.
6 Ibidem.
7 Steiner W. The Trouble with Beauty. L., 2001. P. 4–5.
8 Arnim L. A. von. Werke und Briefwechsel. Historisch-
kritische Ausgabe. Band 2/1 und 2: Naturwissenschaftliche
Schriften I. Verцffentlichungen 1799–1811. Tьbingen,
2007. 1639 S.
9 Dickson Sh. The Body-Some Body-Any Body: Achim
von Arnim and the Romantic Chameleon // The German
Quarterly. Summer, 2001. Vol. 74, № 3. P. 297.
10 Ibidem.
11 Арним Л.А. фон. Рафаэль и его соседки // Волга XXI
век. Саратов, 2007. № 9–10. С. 232.
12 Dickson Sh. Op. cit. P. 300.