Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


поколения

Ментально-поведенческие особенности поколений россиян (по социологическим материалам)

В условиях социальной трансформации российского общества образовались разнообразные противоречия (очевидные и латентные) в разных сферах жизни общества. В том числе сложились заметные различия ментально-поведенческих особенностей (черт, характеристик, менталитета) поколений россиян, грозящих деструктивными эффектами и социальными конфликтами, в том числе в межпоколенческих взаимоотношениях.

Региональная бедность: поколенческий аспект

В статье представлены результаты эмпирического социологического исследования, проведенного в 2022 г. в Саратове методом анкетирования и посвященного бедности. Объем квотно-территориальной выборки составил 626 респондентов. Выявлено, что среднее поколение чаще относило себя к абсолютно бедным, младшее – к относительной бедным. Сегодня большинство саратовцев увязывают бедность с размером дохода в 8–12 тыс. руб.

Cоциальная гибридизация в контексте поколенческих субкультур

Статья посвящена анализу процесса гибридизации поколений в рамках культурного пространства. Рассматриваются естественнонаучный, геополитический, социокультурный подходы к определению понятия «гибридизация», предлагается авторское определение понятия «поколенческое пространство», анализируется процесс формирования гибрида поколений на основании результатов авторского социологического исследования.

Роль музыкальной культуры в формировании ценностных установок молодежи

Статья посвящена анализу роли музыкальной культуры в жизни молодежи. Особое значение придается определению характера и силы влияния музыкальной культуры на ценностные установки молодежи. На основании результатов социологических исследований описываются музыкальная культура молодежи, критерии выбора музыкальных стилей и места прослушивания. Показаны категории музыкальных ориентаций молодежи. Дана оценка влиянию музыкальной культуры и иных ее форм на социум.

Основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях

В статье рассмотрены актуальные проблемы патриотического воспитания молодежи, изменение ценностных ориентиров под воздействием внешних факторов. Показано, какими предстают перед молодежью перспективы развития патриотизма и патриотического воспитания на территории региона, раскрываются основные понятия патриотизма и современная трактовка, выделяются основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях.

Спецификафункционированиямеханизма формирования идентичности современноймолодежи в условиях изменяющейся социальной реальности

В статье предлагается взглянуть на процесс формирования идентичности представителей поколения Z (Хоумлендеров) в современном прочтении сучетом такого вызова, как изменяющаяся социальная реальность. Стремительная информатизация социума привела к оцифровке социальной системы и датификации жизненного пространства, что в свою очередь сказалось на межличностных взаимодействиях и коммуникациях, значимых для процесса социализации. Наметившееся схлопывание социального пространства в его традиционном виде в контексте пандемии COVID-19 существенно усугубилось.

Ценности российской молодежи в социальном и этнокультурном контексте (на примере фокус-групп в Саратовской и Самарской областях)

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ феномена ценностей молодежи в контексте социальных и этнокультурных трансформаций российского общества. Результаты фокус-групп, проведенных с молодежью Саратовской и Самарской областей в возрасте от 18 до 35 лет, показали контексты проявления терминальных ценностей – семьи, здоровья, саморазвития, свободы и личностно-профессиональной самореализации, выступающих в качестве базовых ориентиров молодого поколения, и особенностей отношения к этнокультурным различиям. 

Роль масс-медиа в социализации личности и поколений (по социологическим материалам)

Проблема социализации личности и поколений является одной из самых актуальных. С влиянием масс-медиа связаны определённые вызовы и риски для общества и индивидов, особенно в отношении недостаточно зрелых в социальном отношении детей, подростков и молодёжи. Именно в молодом возрасте индивиды проходят наиболее ответственный этап социализации и формирования социально зрелой личности. В ответах респондентов признаётся тенденция ослабления роли семьи и усиления роли СМИ в воспитании детей, подростков и молодёжи по мере их взросления.