Информационная повестка дня в освещении событий на юго-востоке Украины (по материалам "Российской газеты" и "Вашингтон пост" за ноябрь 2014 г.)
В статье анализируется освещение событий в Луганской и Донецкой областях Украины «Российской газетой» и «Вашингтон Пост». Беря за основу теорию повестки дня второго уровня, автор выделяет основные атрибуты рассматриваемой проблематики и сравнивает между собой различные компоненты статей указанных изданий.
1 См., например: Вилков А., Казаков А. Политические технологии формирования имиджей России и США в процессе информационно-коммуникационного взаимодействия (на материалах «Российской газеты» и «Вашингтон Пост». 2007–2008 гг.) / под ред. Ю. П. Суслова. Саратов, 2010 ; Вражнова И. Метафорическая репрезентация властных структур в современных российских и американских СМИ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2009. Т. 9, вып. 4. С. 25–32 ; Харламова Т. Основные тренды трансформаций в современной России сквозь призму зарубежных СМИ // Власть в обществе риска : нормы, ценности, институты / под ред. М. О. Орлова. Саратов, 2013. С. 353–359.
2 Подробнее о повестке дня и ее разновидностях см.: Казаков А. Западная коммуникативистика об установлении информационной повестки дня : анализ основных подходов // Политэкс. 2013. Т. 9, № 3. С. 55–61 ; McCombs M. Setting the Agenda : The Mass Media and Public Opinion. Malden, MA : Blackwell, 2004 ; Sheafer T., Weimann G. Agenda building, agenda setting, priming, individual voting intentions, and the aggregate results : An analysis of four Israeli elections // Journal of Communication. 2005. Vol. 55. Р. 347–365 ; Weaver D. Thought on agenda setting, framing, and priming // Journal of Communication. 2007. Vol. 57. P. 142–147.
3 SPSS, или статистический пакет для социальных наук – программа для статистической обработки данных.
4 Подробнее о тоне см.: Sheafer T. How to evaluate it : The role of story‐evaluative tone in agenda setting and priming // Journal of Communication. 2007. Vol. 57. P. 21–39.
5 В экономический блок включались статьи, связанные с бюджетом региона, его финансовым положением и т.д. Политический блок составили материалы, касающиеся внутренней политики правительства. Публикации о военных действиях, АТО и вооруженных силах были объединены в военный блок; о проблемах благополучия населения, условий проживания, пенсиях, зарплатах и т.п. – в социальный блок. «Межгосударственные отношения» составили статьи, касающиеся взаимоотношений между Россией, США, Украиной и другими странами по поводу ситуации на юго-востоке Украины. Материалы, затрагивающие вопрос санкций в отношении Российской Федерации в связи с конфликтом в Украине, определены в блок «санкции».
6 Подробнее о повестке дня второго уровня см.: Kim S. H., Scheufele D. A., Shanahan J. Think about it this way : Attribute agenda-setting function of the press and the public’s evaluation of a local issue // Journalism & Mass Communication Quarterly 2002. Vol. 79(1). Р. 7–25 ; Kiousis S., Bantimaroudis P., Ban H. Candidate image attributes – Experiments on the substantive dimension of second level agenda setting // Communication Research. 1999. Vol. 26. Р. 414–428 ; Weaver D., McCombs M., Shaw D. L. Agenda-setting research : Issues, attributes, and influences // Kaid L. L. (Ed.). Handbook of political communication research. Mahwah, NJ : Erlbaum, 2004. Р. 257–282.
7 См.: Казаков А. Фрейминг медиа-текстов как инструмент воздействия на аудиторию : обзор распространенных трактовок // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 85–90.
8 Имеется в виду нормальное распределение или распределение Гаусса. Подробнее об этом см.: Вентцель Е. Теория вероятностей. М., 2005.