Перспективы трансформации образа женщины-политика в общественном сознании россиян (на примере опросов жителей г. Саратова и г. Москвы, 2011 г.)
В статье анализируются понятие образа женщины-политика и возможные механизмы его изменения, рассмотренные в развитии социокультурного и политического пространства. Исследуется факторное влияние на процесс трансформации образа женщины-политика в российской действительности. Особое внимание уделяется общественному мнению как особому критерию изменения характеристик образа женщины-политика. Также в статье приводятся результаты исследований общественного мнения на тему предпочтительного российскому избирателю образа женщины-политика и формулируются особенности процесса трансформации данного образа в российском общественном сознании.
1 См.: Погорелый Е. Д., Филиппов К. В., Фесенко В. Ю. Политический словарь-справочник. Ростов н/Д : Феникс, 2010. С. 212
2 См. подробнее: Бахтеева Е. Г. Анализ факторов трансформации образа женщины-политика // Российская политическая наука : истоки, традиции и перспективы : материалы Всерос. науч. конф. (с международным участием), Москва, 21–22 ноября 2014 г. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. С. 64.
3 В контексте нашей работы под гендерной монополией мы понимаем исключительное право на осуществление властных полномочий, принадлежащее представителю(-ям) одного пола (или мужского, или женского), с возможным проявлением или отсутствием явных признаков дискриминации противоположного пола власть имущему.
4 См.: Вилков А. А. Имиджевые технологии в контексте трансформации политической системы в современной России // Современные социально-политические технологии : материалы 13-й Всерос. науч.-практ. конф., Ижевск, 15–16 мая 2008 г. Ижевск, 2008. С. 130–139.
5 Исследование проводилось с марта по май 2011 г. Был проведен опрос общественного мнения жителей городов Саратова и Москвы на тему «Образ женщины-политика». Опрошено 300 респондентов с учетом квотной выборки по возрасту и полу. Выборка основывалась на данных
статистического сборника Росстата. В Саратове проживают 827,2 тыс. чел., из них мужчин – 367,7 тыс. и женщин – 459,5 тыс. В процентном соотношении основную массу среди мужчин представляют люди от 35 до 49 лет, среди женщин – от 50 до 64 лет, что было отражено при составлении выборки данного исследования. В Москве проживают 10 563 тыс. чел., из них мужчин – 5015,3 тыс. и женщин – 5547,7 тыс. В процентном соотношении основную массу среди мужчин представляют люди от 35 до 49 лет, среди женщин – от 50 до 64 лет.
6 Гендерные стереотипы – это структурированный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин (См.: Рябова Т. Б. Пол власти : гендерные стереотипы в современной российской политике. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2008. С. 27).