Izvestiya of Saratov University.

Sociology. Politology

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Full text PDF(Ru):
(downloads: 0)
Language: 
Russian
Article type: 
Article

ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОЛИТИЗАЦИИ ИСЛАМА В 1990-е гг.: ОБЩЕРОССИЙСКАЯ И ПОВОЛЖСКАЯ ПРОЕКЦИИ

Autors: 
Mirzakhanov D. G., Dagestan State Technical University
Abstract: 

The paper studies an attempts of building of stable Russian Muslim political parties and movements. The author argues that created at 1990s Islam parties and organizations could not be able to build an effective channels for political representation of Muslim population in whole of Russia as well as at regional political level, mainlyat Volga-area.Muslim party building process was used by some political activists as an important resource for recruitment into Russian political elite through federal electoral machine.

Reference: 

1 См.: Валиахмед Садур : Законы шариата не распространяются на тех, кто не живёт по этим законам. С членом Совета улемов Исламской партии возрождения, пресс- секретарём партии Валиахмедом Садуром беседует Александр Верховский // Панорама. 1992. № 1 (31), апрель. URL: www.panorama.ru/gazeta/p31ipv.html (дата обращения: 27.10.2011).

2 Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. М. : Московский центр Карнеги, 1998. С. 134–135.

3 См.: Ковальчук А. Исламские общественно-политические объединения в России // Отечественные записки. 2003. № 5 (14). URL: www.strana-oz.ru/2003/5/islamskieobshestvenno-politicheskie-obedinenya-v... (дата обращения: 17.01.2008).

4 Там же.

5 Мухарямов Н. Ислам в Поволжье : политизация не- состоявшаяся или отложенная? // Ислам от Каспия до Урала : макрорегиональный подход : сб. ст. / под ред. К. Мацузато. М. : РОССПЭН, 2007. С. 16–17.

6 См.: Малашенко А. Указ соч. С. 142–143.

7 См.: Мухарямов Н. Указ. соч. С. 17.

8 См.: О политических партиях : федер. закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ. Ст.

9. «Ограничения на создание и деятельность политических партий». URL: www. cikrf. ru/law/federal_law/2001_95fz.html (дата обращения: 20.02.2016). 9 Мухарямов Н. Указ. соч. С. 23.

10 Лидеры поволжского тюрко-татарского ислама даже жаловались федеральным властям на экспансию кавказского и центральноазиатского ислама. Так, во время встречи бывшего представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе М. Бабича с исламскими деятелями округа пермский муфтий М. Хузин и бывший муфтий Татарстана И. Файзов говорили о масштабном религиозном переселении с Северного Кавказа в Поволжский регион, об угрозах, которые могут представлять диаспоры, о том, что в «волнениях в мечетиКул-Шариф были замеченытоварищи сКавказа, в основном дагестанцы, которые представляют какие- то силы, негативные силы» (О чем говорят российские муфтии. Отрывок стенограммы встречи полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе с представителями мусульманского сообщества 26 апреля 2012 г., г. Оренбург. URL: www.ansar.ru/person/2012/7/17/31891 (дата обращения: 28.05.2012)). В. Якупов говорил об угрозе деисламизации татар, чьи мечети «немедленно захватывают более ушлые южные соседи» (Якупов В. Мера ислама (к проблеме адекватного конкретно-исторического понимания вечных шариатских истин). Казань : Иман, 2004. С. 25).

11 Мухаметшин Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана. Казань : Иман, 2005. С. 193.

12 Джемаль Г. Освобождение ислама. М. : Умма, 2004. С. 199.

13 URL: dumrt.ru/ru/concept/ (дата обращения: 12.05.2016).

14 Якупов В. Мера ислама (к проблеме адекватного кон- кретно-исторического понимания вечных шариатских истин). С. 38–39.

15 См.: Якупов В. М. «Устав»ная литература Духовных управлений мусульман Татарстана – важный источник в изучении новейшей истории мусульманского сообще- ства Татарстана. Казань : Иман, 2006. С. 25, 52–54, 79. URL: islamrt.ru/book/proekt%20ustava%20DUMRT.pdf (дата обращения: 24.11.2012).

16 Такая политика проводилась в Саратовской области руководством Духовного управления мусульман Саратовской и Пензенской областей и его лидером М. Бибарсовым. Это уникальная в своём роде практика, направленная на формирование исламских центров, в которых реализуются образовательные, благотво- рительные, информационные и другие миссии. Как отмечают местные исследователи, «политика Бибар- сова – это последовательная и продуманная попытка реставрации дореволюционного положения татарской мусульманской общины.., попытка воссоздать социальные отношения 19 века» (Филатов С. Религиозная жизнь Поволжья. Прагматичное христианство // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М. ; СПб. : Летний сад, 2002. С. 59–60). Однако за пределами Саратова такое социально-религиозное строительство не имело места.

17 Об этом подробнее см.: Мухаметшин Р. Ислам в общественно-политической жизни Татарстана в конце XX века. Казань : Иман, 2000 ; Терентьева Т. В., Беляков Р. Ю., Сафаров М. Ф. Республика Татарстан : политические партии, движения, лидеры : метод. пособие. Казань : Изд-во Аппарата Президента РТ, 2003.