Европейский союз и Россия: от общих ценностей к общим интересам
История изменения отношений Европейского Союза и России в ходе российской трансформации - это путь, связанный с иллюзиями и заблуждениями, существенными расхождениями риторики и политической практики, периодическим возвращением к алгоритму отношений советских времен. Тем не менее со времени начала перестройки и той и другой стороной все более ясно осознается взаимная зависимость. Как справедливо замечает X. Тиммерманн, «как европейски ориентированный и готовый к сотрудничеству партнер, определяющий себя в европейских терминах, Россия может внести свой существенный вклад в создание стабильности и процветания на континенте. Но если властное большинство маргинализировано и не уверено в своих ориентациях, существует риск, что Россия может экспортировать нестабильность из Восточной Европы в Западную»1. На всех этапах российской трансформации в той или иной форме присутствовало европейское влияние, однако пока оно не привело к желаемому результату - превращению России в надежного и равноправного партнера ЕС.
Тттегтапп Н. Ргош Укыопз Го АсГюпк. ТЬе РиГиге оГ ЕП-КиззГап СоорегаПоп /7 РоЬсу Рарег. 2004. № 22. Р. 2.
- См.: Бордачее Т. Россия и Европейский Союз: конец и новое начало: Брифинг Московского Фонда Карнеги, октябрь 2004 г., М., 2004, Вып. 10; Тттегтапп Н. Ор, ей.
- «Вашингтонский консенсус» - тип макроэкономической политики, которую ряд экономистов рекомендуют применять в странах, испытывающих финансовый и экономический кризис.
- Скидмор Д. Перспективы глобализма: три возможных будущих для Европы и мира // Европа: Журн. польского института международных дел. 2003. № 1. С. 36-37.
- Ап Еуа1иаГюп оГГЬе Тас1$ Рго^гаште т К.и$з1а. В тазе 1, 1991. Р. 15,
- См.: Худолей К. Отношения России и Европейского Союза// Россия и Европейский Союз. Переосмысливая стратегию отношений / Под ред. А.Мошеса. М., 200.3. С. 19.
- Об «импорте правовых норм» см. работы Георга Бруннера, например: Вгиппег С. П1е пеие УегГа55ип§ Оег КериЬЬк Оп§агп // МнЕисЬ Гиг РоПпк. 1991. № 1. Р. 297-319; УегГа5$ип§- ип<3 У\уег\уа1Гип§згесЬГ Оег ЗГаа- Геп ОзГеигораз. Вопп, 1995.
- МеткеI Ж. ЗузГетГгапзГогтаиоп, Ор!а«Зеп, 1999. Р. 141.
- Дипломатический вестник. 1994. № 15-16. С. 29-59; Тарасов И. Россия и страны Восточной Европы в процессе континентальной интеграции // Власть. 2004. № 7. С. 56-63.
- Для сравнения: за этот же период - от МВФ было получено 18 миллиардов долларов.
- Бордачее Т. В объятиях с1уШап ро\уег // Рго еГ сопГга. Т. 8, № 1. Зима 2003. С. 54.
- Там же. С. 2.
- Борко Ю. Европейскому Союзу и России необходимо соглашение о стратегическом партнерстве. М., 2004.
С. 14.
54 Эрхард Х-Г. Становление политики безопасности Европейского Союза // 1пГетаГюпа1ег РоНик. 2004. № 3. Май-июнь С. 35.
- См.: Кандель Л. С Европой-по-европейски!//Власть. 2004, № 2. С. 66-67.
- пЦр://\у\у\у.с!е1ги5.сес.еилШ/ги/тёех.ЬГт
- Там же.
- См.:Ое 8р1§е1е1г8. ТЬе 1тр1етепГаГюп оГ ГНе ЕЕГз Сот- топ ЗГгаГе§у оп ВиззГа // Ееагшп§ гЬе Сгаттаг о Г ГЬе СР8Р / ЕЛ. Н. Наикка1а, 8. МеЬуеОеу. НеВткр ВегИп, 2003.
- См.: Хауккала X. Положительные аспекты реализации общей стратегии КС по России. / / Переосмысливая стратегию отношений / Под ред. А. Мошеса. М., 2003. С. 36-37.
- 8репсег С. ТЬе ЕЛ.) апб Согштюп ЗГгаГе^дез: ТЬе КеуеаЕ
Саке оЗ'ГЬе МесЬГегатап /7 Еигораеап Рогефп АПегз Кеу. 2001. Уо1. 6(1), Р. 31-51; 38-39; Яаме С. ТЬе ЕС Соттоп 8ГгаГе§>е оп Икгатс: А Кезропзе Го Икгате'з