Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Бурганова И. Н. Академическая мобильность в странах-участницах ЕАЭС // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 279-285. DOI: 10.18500/1818-9601-2020-20-3-279-285

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.4

Академическая мобильность в странах-участницах ЕАЭС

Авторы: 
Бурганова Инна Николаевна, Оренбургский государственный педагогический университет
Аннотация: 

В статье исследованы процессы академической мобильности на примере стран-участниц Евразийского экономического союза. Рассмотрены причины оптимизации сотрудничества на евразийском пространстве, которые связаны с важностью создания единых стандартов в подготовке специалистов, появления конкурентной среды среди вузов, формированием единой базы для беспрепятственного въезда и выезда преподавателей и студентов. Также отмечено, что фактором интенсификации процессов академической мобильности является сохранение позиций русского языка. Дается анализ ключевых проблем при налаживании диалога в образовательной сфере. В частности, обращается внимание на разницу в учебных программах стран-участниц ЕАЭС, недостаточную разработанность механизма академического обмена, асимметричность участия студентов в академической мобильности в странах ЕАЭС, недофинансирование университетов по организации процессов мобильности преподавателей и студентов евразийского пространства, слабую материальнотехнической оснащенность по обеспечению образовательного процесса по программам обмена. Изучены условия обеспеченности процессов академической мобильности: совершенствование нормативной базы сотрудничества стран ЕАЭС, обеспечение преференций для преподавателей и студентов; дальнейшее совершенствование по согласованию образовательных программ, участие всех стран ЕАЭС в Болонском процессе, создание специализированных стандартов по унификации евразийского образовательного пространства.

Список источников: 

1 Семин Н. В., Артамонова Ю. Д., Демчук А. Л., Лукшин А. В., Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Академическая мобильность в России : нормативно-методическое обеспечение. М. : Изд-во МГУ, 2007. (Инновационный Университет).
2 Харкевич М. В. Глобализация и высшее образование : возможности для России // Вестн. МГИМОУниверситета. 2012. № 6 (27). С. 270–276.
3 Юн С. Н. Образование как сфера сотрудничества в рамках Евразийского экономического союз : проблемы и перспективы // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2017. № 50. С. 89–92. DOI: https://doi.org/10.17223/19988613/50/13
4 О Болонском процессе и Европейском пространстве высшего образования. URL: http://i-bteu.by/ru-ru (дата обращения: 12.01.2020).
5 Подписан Меморандум по вопросам образовательного и научно-технологического сотрудничества на евразийском пространстве. 14 апреля 2016 г. // Содружество народов Евразии. URL: http://evrazia-ural.ru/novosti/podpisan-memorandum-po-voprosam-obrazovat... (дата обращения: 12.12.2019).
6 Садовничий В. А. Московский государственный университет им. М. Ломоносова на пути обновления // Образование и наука в России : состояние и потенциал развития : сб. науч. ст. Вып. 2. М. : ИСПИ РАН, 2017. С. 135.
7 Соглашение о сотрудничестве государств – членов Евразийского экономического сообщества в области образования. URL: http://docs.cntd.ru/document/902312974 (дата обращения: 03.01.2020).
8 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9 ФГАНУ «Социоцентр» : [сайт]. URL: http:// sociocenter.info/ru (дата обращения: 10.01.2020).
10 Сутырин В. Евразийская программа академической мобильности «Эврика» // Точки роста ЕАЭС : экономика, безопасность, общество / Евстафьев Д. Г., Кусаинов А. М., Масаулов С. И. [и др.] ; Российско-белорусский экспертный клуб, Центр изучения перспектив интеграции. М., 2018. С. 36–39. URL: http://eurasia.expert/upload/Tochki-rosta-EAES.pdf (дата обращения: 06.01.2020).
11 ТитаренкоЛ. Г. Интеграционные образовательные процессы и развитие модернизационного потенциала белорусского студенчества // Социологический альманах. 2018. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsionnye-obrazovatelnye-protses... (дата обращения: 03.01.2020).
12 Полохало Ю. Н., Косов Ю. В. Российское высшее образование в условиях глобализации : проблема сохранения национальных традиций и использования зарубежного опыта // Управленческое консультирование. 2007. № 4. С. 112–121.
13 Статистический ежегодник Евразийского экономического союза ; Евразийская экономическая комиссия. М., 2018. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econs... (дата обращения: 04.01.2020).
14 Кроливецкая С. М. Перспективы развития экспортного потенциала высшего образования Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. № 12. С. 73–78. DOI: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-12-73-78
15 Чавыкина М. А. Академическая мобильность в странах ЕАЭС : современное состояние и перспективы развития // Креативная экономика. 2017. Т. 11, № 9. С. 931–942. DOI: https://doi.org/10.18334/ce.11.9.38350