Для цитирования:
Яницкая С. С. А.П. Сумароков и формирование жанровой традиции русского романса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2009. Т. 9, вып. 2. С. 53-?.
А.П. Сумароков и формирование жанровой традиции русского романса
Рассматривается роль А.П. Сумарокова в формировании жанровой традиции романса в русской поэзии ХVIII в. выявляются
характерные признаки раннего русского романса как одного из жанров песенной лирики, который в процессе своего становления активно взаимодействовал с элегией.
1 См.: Ливанова Т.Н. Музыка доглинкинского периода.
М.; Л., 1946. С. 13; Чередниченко Т. Песенная поэзия
А.П. Сумарокова // Традиции русской музыкальной
культуры ХVIII века: Сб. статей. М., 1975. Вып. ХХI.
С. 136.
2 См.: Гудошников Я.И. У истоков русской лирики
(А.П. Сумароков как поэт-песенник) // Филологиче
ские науки. 1970. № 3. С. 14–24; Луцевич Л.Ф. Поэзия
А.П. Сумарокова: Дис. … канд. филол. наук. Л., 1980;
Луцевич Л.Ф. Психологическая лирика (песни) А.П. Су
марокова: Лирический субъект в песенной поэзии
классицизма // Проблемы изучения русской литера
туры XVIII века. Л., 1982. Вып. 5: От классицизма к
романтизму. С. 11–22; Трубицына В.В. Эстетические
и художественные начала русской лирики и драмы в
творчестве А.П. Сумарокова (песни, трагедии): Дис.
… канд. филол. наук. Барнаул, 2006.
3 Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории
жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика:
итоги и перспективы изучения. М., 1986. С. 108.
4 Там же. С. 109.
5 Там же. С. 113.
6 Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1978. Т. 3. С. 336.
7 Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. Л., 1939.
С. 303.
8 Хованский Г.А. Мое праздное время, или Собрание
некоторых мелких сочинений и переводов в стихах.
СПб., 1793. С. 24.
9 Зритель. СПб., 1792. Ч. 1. С. 59–61.
10 Санкт-Петербургский Меркурий. СПб., 1793. Ч. 3.
С. 111–113.
11 Александр Петрович Сумароков (1717–1777): Жизнь и
творчество: Сб. статей и материалов / Сост. Е.П. Мстис
лавская. Рос. гос. б-ка. М., 2002. С. 5.
12 Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литерату
роведение: Учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 1991.
С. 44.
13 См.: Русский биографический словарь. Том «Суворова
– Ткачев». М.; СПб., 1912. С. 152. См. также: Левашо-
ва О.Е. и др. История русской музыки. М., 1990. Вып. 1.
С древнейших времен до середины ХIХ века. С. 142.
14 Булич Н. Сумароков и современная ему критика.
СПб., 1854. С. 19.
15 Там же. С. 103.
16 См.: Веселовский А.А. Любовная лирика ХVIII века.
К вопросу о взаимоотношении народной и художе
ственной лирики XVIII века. СПб., 1909. С. 107. Глава
«Поэзия сердечного воздыхания (Романс в русской
литературе ХVIII века)», посвященная анализу со
держания и стиля произведений этого жанра и разгра
ничению романса как «поэзии салонной, комнатной»,
характеризующейся «условным приятным стенанием»,
прециозным языком «ломаных метафор», с другими
видами «внутренней лирики» (Там же. С. 93–134),
положила начало исследованию данной проблемы, ко
торая до сих пор остается недостаточно разработанной
в нашем литературоведении.
17 См.: Розанов И.Н. Литературные репутации. М., 1990.
С. 401.
18 См.: Сельванюк Р.М. К вопросу о рукописных источ
никах «Собрания разных песен» М.Д. Чулкова // Учен.
зап. Костром. пед. ин-та. Кострома, 1960. Вып. 7. С. 328;
Берков П.Н. Ломоносов и литературная полемика его
времени. 1750–1765. М.; Л., 1936. С. 108.
19 Праздное время, в пользу употребленное. 1760. 26 авг.
С. 140–141.
20 Трудолюбивая пчела. 1759. Ноябрь.
21 См.: Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура
XVIII века в ее связях с литературой, театром и бы
том. Исследования и материалы: В 2 т. М., 1952. Т. 1.
С. 66.
22 См.: Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Тал
лин, 1992. Т. 1. С. 248–268.
23 Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова,
описанные им самим для потомков: В 2 т. М.; Л., 1931.
Т. 1. С. 169.
24 Здесь и далее при цитировании произведений Сумаро
кова в квадратных скобках указываются том и страница
издания: Сумароков А.П. Полное собрание всех сочи
нений, в стихах и прозе…: В 10 ч. М., 1781–1782.
25 Российская Эрата, или Выбор наилучших новейших
российских песен, поныне сочиненных. СПб., 1792.
Ч. 1. С. ХI.
26 Гуковский Г.А. Сумароков и его литературно-общест
венное окружение // История русской литературы:
В 10 т. М.; Л., 1941. Т. 3. Литература XVIII века. Ч. 1.
С. 349–350.
27 При этом под № 49 и 114, а также 17 и 72 напечатаны
одни и те же тексты соответственно «Стражду влю
бившись, красота твоя…» и «Позабудь дни жизни
сей…».
28 Сиповский В.В. Русская лирика. Пг., 1914. Вып. 1.
ХVIII век. С. 307.
29 В ХVIII – начале ХIХ в. под песней понималась не толь
ко жанровая, но и родовая форма. Так, в «Кратком руко
водстве к российской словесности» (1808) И.М. Борна
«собственно так называемая песня», представляющая
область лирической поэзии, включает в свой состав
романс, дифирамб, эпиталаму, водевиль, балладу (см.:
Борн И. Краткое руководство к российской словесно
сти. СПб., 1808. С. 129). И в современном литературове
дении песня осознается не только как конкретный жанр,
как «одна из форм словесно-музыкального искусства»
(Лазутин С.Г. Песня. КЛЭ: В 9 т. М., 1968. Т. 5. С. 711),
но и как категория наджанровая, чем обосновывается
необходимость жанрового деления песенной лирики
(см.: Сорокин В.Б. О жанрах песенной лирики в русской
литературе ХVIII века // Жанровое своеобразие произ
ведений русских писателей ХVIII–ХIХ веков: Сб. науч.
тр. М., 1980. С. 8–16).
30 В новейшем справочном издании понятие «песня»
трактуется как «совокупное определение стихотворных
произведений разных жанров (альба, канцона, кант,
романс, гимн), предназначенных или используемых
для пения, а также написанных в форме стилизации
народных песен» (Джанумов С.А. Песня // Литера
турная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.
А.Н. Николюкина / Ин-т науч. инф. по обществ. наукам
РАН. М., 2001. С. 742).
31 Это стихотворение, помещенное в новиковском из
дании в разделе песен, адресовано немецкой поэтессе
Анне-Луизе Карш – «германской Сафе» (см.: Русская
литература – век ХVIII. Лирика / Сост., подгот. текстов
и коммент. Н. Кочетковой, Е. Кукушкиной, К. Лаппо-
Данилевского и др.; Вступ. ст. Н. Кочетковой. М., 1990.
С. 662).
32 Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М., 1975. С. 5.
33 В поэзии ХVIII в., как правило, с риторическими
фигурами сочеталось междометие «о», с «нежными»
– «ах» (см.: Холшевников В.Е. Основы стиховедения:
Русское стихосложение. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1972.
С. 155–156). У Сумарокова в «нежных» восклицаниях
или обращениях нередко, как и в данном случае, ора
торское «о» заменяло «ах», приближаясь к нему по
эмоциональному содержанию.
34 См.: Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.
С. 85–123.
35 См.: Левашова О.Е. История русской музыки. С. 194–
195, 197.
36 См.: Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь.
Россия: история и культура. СПб., 2005. С. 407.
37 Гуковский Г.А. Ранние работы по истории русской
поэзии ХVIII века / Общ. ред. и вступ. ст. В.М. Живова.
М., 2001. С. 115.
38 Фризман Л. Два века русской элегии // Русская элегия
XVIII – начала XIX века. Л., 1991. С. 12.
39 В отличие от романсов поэта, его элегии написаны
только от лица мужчины, поэтому неизменным их
адресатом является женщина.
40 Шарафадина К.И. Жанр послания в лирике А.С. Пуш
кина: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1985.
С. 10.
41 В скобках указаны порядковый номер элегии и страница
VIII тома ПСВС (М., 1781–1782).
42 См.: Луцевич Л.Ф. Поэзия А.П. Сумарокова. С. 19–20.
43 См.: Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семио
тика. М., 1998. С. 464–480.