Для цитирования:
Кузнецов И. И. Новые институты в системы государственной власти РФ: тенденции и противоречия развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2009. Т. 9, вып. 1. С. 86-?.
Новые институты в системы государственной власти РФ: тенденции и противоречия развития
В статье рассматривается становление и развитие новых политических институтов в России. Исследуются тенденции и противоречия политического развития страны в 2000 – 2008 гг., фиксируются тенденции эволюции внеконституционных органов власти в РФ (Государственного совета РФ, полномочных представителей президента в федеральных округах, Совета
по приоритетным национальным проектам, Общественной палаты). Автор обозначает проявления политического аутсорсинга в российской политической системе как индикатор ее дисфункций.
1 Данное кадровое решение становится более понят-
ным в ретроспективной логике реализации схемы
«преемничества» в течение 2007–2008 гг. Выбор
Д.А. Медведева в качестве кандидата на пост главы
государства и укрепление его реального политического
веса возможностями контроля масштабных по затратам
и социальной значимости государственных программ
продемонстрировало политической элите основные
административные и кадровые ориентиры команды
В.В. Путина.
2 См.: Карачева Е. Ночь на размышление // Время
новостей. 2008. 11 нояб. № 208.; Ирин Ю. Генерал
Бульбов готов застрелиться, если следствие докажет
незаконные прослушки // КоммерсантЪ. 2008. 1 нояб.
№ 201(3777).
3 Макаркин А.В. Российские элиты и кремлевские ато-
мы // Pro et contra. 2007. № 4–5(38). С. 25.
4 Хронологически этот процесс выглядит так: «2001 г. –
закон о партиях, вводящий монополию партий на уча-
стие в выборах по спискам; повышение отсекающего
барьера (2002 г., но с отложенным вступлением в силу);
запрет на участие в избирательных объединениях обще-
ственных организаций (2003 г.); второе повышение
минимальной численности партий (2004 г.); запрет на
участие в избирательных объединениях общественных
организаций (2003 г.); второе повышение минимальной
численности партий (2004 г.); запрет депутатам вы-
ходить из фракций (2004 г.); отказ от одномандатных
округов и запрет боков на выборах в Госдуму (2005 г.),
а также в региональные собрания; изменение порядка
регистрации партий и кандидатов, выразившееся в уже-
сточении требований к сбору подписей и фактическом
повышении суммы избирательного залога (2005 г.)».
(Макаренко Б.И. Новый закон о выборах и эволюция
режима // Pro et contra. 2006. № 1(31). С. 100–101).
5 Протесты против монетизации льгот продемонстриро-
вали, что, несмотря на попытки некоторых федераль-
ных чиновников перевести стрелки на региональные
власти, граждане, согласно социологическим опросам,
сочли виновными в своих бедах в большей степени
Москву, а уж потом своих местных начальников. См.:
Петров Н.В. Корпоративизм vs регионализм // Pro et
contra. 2007. № 4–5(38). С. 89.
6 Указ Президента РФ «Об оценке эффективности дея-
тельности органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации» № 825 от 28 июня 2007 г.
7 22 января 2006 г. на телеканале РТР была показана
авторская программа А. Мамонтова «Шпионы», кото-
рая «объяснила» логику изменения законодательства
о регистрации и деятельности НКО в России. При-
нятый Федеральный закон РФ № 18-ФЗ «О внесении
изменения в некоторые законодательные акты РФ»
существенно усложнил порядок функционирования
НКО в России. См.: Гнездилова О., Звягина Н. Свобода
ассоциаций в России. До 18 апреля 2006 года и по-
сле // Вестн. публичного права. 2006. № 16. С. 7–11.
8 Саква Р. Подотчетность, конституционализм и не-
которые модели власти в посткоммунистической
России // Сравнительное конституционное обозрение.
2008. № 2(63).С. 68–69.
9 Там же.
10 «Субституты – Госсовет и больше десятка консульта-
тивных советов при президенте, Совет безопасности,
Общественная палата, полпреды президента в феде-
ральных округах и их администрации, спецпредста-
вители президента, общественные приемные и др.
– не могут играть самостоятельной роли и служить
каркасом политической системы, структурировать ее,
обеспечивать стабильность» (Петров Н. Субституты
институтов // Отечественные записки. 2007. № 6(40).
С. 66).
11 Aутсо́рсинг (от англ. outsourcing – внешний ис-
точник) – передача организацией определённых
бизнес-процессов или производственных функций на
обслуживание другой компании, специализирующейся
в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса
и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, слу-
чайный характер и ограниченных началом и концом,
на аутсорсинг передаются обычно функции по профес-
сиональной поддержке бесперебойной работоспособ-
ности отдельных систем и инфраструктуры на основе
длительного контракта (не менее 1 года).