Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Вилков А. А., Шестов Н. И. Российские регионы в политическом измерении (обзор Международной конференции) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 112-?.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья

Российские регионы в политическом измерении (обзор Международной конференции)

Авторы: 
Вилков Александр Алексеевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Шестов Николай Игоревич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

30 мая 2014 г. в Саратове состоялась Международная научно-прак-
тическая конференция «Политическая субъектность региональных со-
циумов и элит: динамика, проблемы и перспективы», подготовленная
кафедрой политических наук юридического факультета Саратовского
государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Были пред-
ставлены Российская Федерация, Украина, Республика Казахстан,
Республика Молдова, Чешская Республика, Республика Ирак. Орга-
низаторами выступили Саратовское отделение Российского общества
политологов, Саратовское отделение Российской ассоциации поли-
тической науки, Общенациональный научно-политический журнал
«Власть».
Всего было зарегистрировано свыше 90 участников, среди кото-
рых – более 20 докторов и 30 кандидатов наук, практические работни-
ки, студенты и аспиранты вузов Саратова и многих регионов России.
Были представлены: Московский государственный университет имени
М. В. Ломоносова; Армавирский институт социального образования
(филиал) Российского государственного социального университета;
Белгородский государственный университет; Волгоградский государ-
ственный университет; Карачаево-Черкесский институт гуманитарных
исследований; Кубанский государственный университет; Мордовский
государственный университет имени Н. П. Огарева; Поволжский ин-
ститут управления имени П. А. Столыпина – филиал РАНХиГС при
Президенте РФ; Саратовская государственная юридическая академия;
Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российско-
го экономического университета имени Г. В. Плеханова; Северо-Кавказ-
ский федеральный университет; Северо-Осетинский государственный
университет имени К. Л. Хетагурова; Сыктывкарский государственный
университет; Тамбовский государственный технический университет;
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина;
Ульяновский государственный университет; Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации (Москва); Южно-Россий-
ский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ и др.
Основное внимание на конференции было уделено анализу по-
литической субъектности региональных социумов и элит в различных
системах координат.
Докладчики отмечали многозначность понятия «регион» для вы-
деления предметной сферы научного анализа. Особенно неопределен-
но его использование для анализа международных отношений и изме-
рения соотношения политической субъектности межгосударственных
союзов и суверенитета соответствующих государств. Для России эта
тема чрезвычайно актуальна в силу подписанных недавно документов
по созданию Евразийского экономического союза.
Важнейшей системой координат для анализа является измерение
субъектности в рамках федеративных взаимоотношений по линии
Центр – регионы и проблематики разграничения полномочий и ответ-
ственности, оптимального представительства интересов региона. На-
сколько важна эта тема, свидетельствует наглядный пример современ-
ных Украины и Крыма.
Однако большая часть докладов была посвящена проблематике по-
литической субъектности внутри российских регионов. Конфигурация

данной политической субъектности имеет множе-
ство измерений, часть которых во многом опреде-
ляет степень демократичности данного региона и
политической системы в целом. Этой теме была
посвящена работа трех секций: 1) «Механизмы
партийного строительства и элитообразования в
регионах»; 2) «Власть и гражданское общество в
регионах: проблемы межсубъектного взаимодей-
ствия»; 3) «Перспективные направления исследо-
ваний региональной политической субъектности:
теория и практика».
А. А. Вилков, д-р полит. наук, профессор
СГУ им. Н. Г. Чернышевского, в своем докладе
рассмотрел наиболее распространенные научные
подходы к анализу политической субъектности в
отечественной политологии. Особый акцент был
сделан на критике представителей постмодер-
нистского подхода, которые проблему субъектно-
сти участников политической жизни подменяют
проблемой ее соотнесения с объективно суще-
ствующей реальностью. Реальную политику (на-
пример региональную) в этом случае предлагают
воспринимать, прежде всего, как то, что произ-
водится и вбрасывается субъектами политики в
информационное пространство с помощью СМИ.
Релятивистское понимание политической дей-
ствительности приводит к тому, что она сводится
к субъективированному восприятию того, что есть
«в головах» у индивидов в результате «знакового
производства» в информационном пространстве
политики. В этом случае политика, понимаемая
только как относительно познаваемая совокуп-
ность имиджей и разнообразных символических
знаковых систем, оказывается полностью оторванной
от тех материальных основ общественной
жизни, по поводу которых чаще всего и ведется
конкурентная борьба различных субъектов по-
литики. Однако эти ценности вполне верифици-
руемы, так как измеряются баррелями, тоннами,
квадратными километрами, кубическими и по-
гонными метрами, рублями, долларами и т. д.
Поэтому именно прагматическая, материальная
основа политики позволяет найти опору для ана-
лиза среди химер «знакового производства» и ре-
лятивизма манипулятивных имиджевых техноло-
гий и выявить более или менее адекватно смысл
конкретных политических действий конкретных
субъектов политики.
Д. С. Коротков, канд. полит. наук, доцент
кафедры философии и политологии Харьковско-
го национального экономического университета
им. Семена Кузнеца (Украина), представил до-
клад «Институт выборов в Украине как механизм
элитоообразования». Он подчеркнул, что изуче-
ние политической элиты находится на пересе-
чении сразу нескольких полемик в политологи-
ческой науке. Главным образом, это дискуссии,
которые ведутся в современном украинском по-
литологическом дискурсе, о завершенности или
незавершенности процесса институционализации
украинской политической элиты, об основных
механизмах рекрутинга политической элиты, а
также о характере ее структуризации. Характер,
состав и ориентации правящей элиты – важней-
ший элемент политической системы, определя-
ющий ее качество. Вопрос отбора элит является,
по сути, одним из ключевых в процессе транс-
формации политической системы Украины. От
этого зависит способность страны к реформам. В
итоге исследователь констатировал, что институт
выборов в Украине не является тем действенным
механизмом, который помогает любому гражда-
нину государства контролировать деятельность
политической элиты, и политические партии в
Украине не стали ключевым элементом электо-
рального процесса, с помощью которого у любого
гражданина в нашем государстве появляется воз-
можность стать частью политической элиты.
Н. И. Шестов, д-р полит. наук, профессор
СГУ им. Н. Г. Чернышевского, в своем выступле-
нии «Субъектность регионального социума: про-
блемы объекта и предмета политического иссле-
дования» обратил внимание на то, что в выборе
региона как объекта изучения политологи вслед
за специалистами по другим направлениям региональных
исследований ориентируются преиму-
щественно на административно-территориальные
и пространственно-географические показатели,
отчасти дополненные показателями экономиче-
ского районирования. Предметное поле в этом
случае обычно включает в себя электоральную
проблематику, различные аспекты элитогенеза в
регионе и функционирования элит, а также про-
блемы нормативных и организационно-управлен-
ческих изменений. Исследователь подчеркнул,
что все перечисленные элементы предметного
поля приобретают в структуре политического
анализа специфически политологический смысл
тогда, когда вводится дополнительный параметр
– способность социума влиять на устойчивость
либо неустойчивость протекания обозначенных
процессов в контексте общего состояния россий-
ского политического процесса. Субъектность (что
у человека, что у социума) есть тогда, когда есть
возможность самоопределяться по отношению к
окружающему миру и организовывать его «под
себя». Для субъектности необходима способность
влиять на устойчивость либо неустойчивость
происходящих вокруг процессов и на этой гра-
нице устойчивости/неустойчивости формировать
собственную оригинальную стратегию и тактику
жизненного поведения.
Б. Н. Карипов, канд. ист. наук, доцент кафе-
дры философии Кокшетауского государственного
университета имени Ш. Ш. Уалиханова (Респу-
блика Казахстан), акцентировал внимание на том,
что большинство либеральных российских мыс-
лителей являлись сторонниками концепции рав-
новесия и взаимодополнения в отношениях меж-
ду гражданским обществом и государством, что
позволяло сдерживать произвол последнего. Тем
самым государству навязывались важные для его

эффективного функционирования ограничитель-
ные стандарты. К внутренним механизмам огра-
ничения государственного произвола российские
либеральные мыслители относили связанность
государства правом – конституцией как средством
формального ограничения пределов деятельно-
сти государства; установленными в конституции
и других законах формами деятельности государ-
ственной власти; пределами, ограничениями, на-
лагаемыми правовыми свободами.
А. С. Федотов, д-р полит. наук, профессор
кафедры экономической социологии, рекламы и
связей с общественностью Саратовского социаль-
но-экономического института (филиала) РЭУ им.
Г. В. Плеханова, в своем докладе обратился к двум
мифологемам общественного сознания, которые
непосредственно сказываются как на жизни стра-
ны, так и на жизни регионов. К ним выступаю-
щий отнес: широко распространенное убеждение
о том, что либерализм как совокупность принци-
пов организации общественной жизни обладает
универсальными возможностями для развития;
веру в то, что современная Россия обладает всем
необходимым для эффективного развития; уве-
ренность в определяющей роли мелкого бизнеса
в экономическом развитии. Эти стереотипы не по-
зволяют трезво взглянуть на существующее поло-
жение страны, а также большинства ее регионов.
Второе обстоятельство выступающим было опре-
делено как современная повседневность жизни
большинства регионов, детерминированная по-
литикой федерального центра. По мнению автора,
именно в результате данной политики большин-
ство регионов России все глубже погружается в
бедность, преодолеть которую невозможно без
принципиального изменения отношений Центра
и регионов. Без реиндустриализации страны, без
восстановления традиционных российских моти-
ваций к труду и в целом трудового этоса Россия не
только не сможет перейти к «модернизационному
рывку», но даже достичь положения устойчивого
развития.
М. В. Данилов, канд. полит. наук, доцент
СГУ им. Н. Г. Чернышевского, выдвинул тезис о
том, что важнейшим направлением политизации
общественных отношений является процесс аф-
филирования гражданского общества политиче-
ским структурам. Поддержка гражданскими ас-
социациями каких-либо политических проектов
придает последним видимость общесоциальной
значимости, неконъюнктурности и беспристраст-
ности. Существенными отличиями, по сравнению
с советским периодом, являются, во-первых, кон-
курентность этого процесса, а во-вторых, изме-
нение природы цикличности политизации непо-
литических структур. В условиях постсоветской
России цикличность политизации «третьего сек-
тора» связана с электоральными циклами. Самый
эффективный и масштабный проект политизации
гражданского общества – Общероссийский народ-
ный фронт. Механизм реализации данного проек-
та, по мнению автора, имел два аспекта. Первый
– организационный, направленный на широкое
привлечение разного рода НКО и трудовых кол-
лективов в состав Фронта, в том числе на основе
коллективного членства. В качестве «награды» за
членство в ОНФ предлагалась возможность уча-
стия в предварительных выборах (праймериз) для
выдвижения кандидатов на депутатские мандаты.
Второй аспект – идеологический, выразившийся
в формировании так называемой «Народной про-
граммы». В заключение исследователь констати-
ровал, что нарастание корпоративистских тенден-
ций имеет волнообразный, циклический характер,
что ведет к постепенной монополизации данного
процесса находящейся у власти элитной группой.
О. В. Юров, канд. полит. наук, доцент За-
падно-Казахстанского государственного уни-
верситета им. М. Утемисова, директор депар-
тамента стратегического развития и качества
г. Уральска (Республика Казахстан), в своем
выступлении «Религиозная ситуация в Респу-
блике Казахстан (по результатам опросов сту-
денческой молодежи Западно-Казахстанской
области)» констатировал, что декларируемые
цели по формированию гражданского общества
в многонациональной республике еще далеко не
достигнуты. Религиозная принадлежность в са-
моидентификации респондентов занимает одно
из важных мест, об этом заявила почти половина
опрошенных. В то же время подавляющее боль-
шинство опрошенных (82%), выражает желание
жить в стране, в которой влияние религии огра-
ничено, вмешательство религиозных организа-
ций в деятельность государственных организа-
ций недопустимо. Исследователем отмечен рост
положительной оценки межконфессиональных
отношений в казахстанском обществе (63%) и
некоторый рост оптимизма, что эти отношения
еще улучшатся или не изменятся.
Е. В. Ефанова, канд. полит. наук, доцент
кафедры политологии Волгоградского государ-
ственного университета, обратила внимание на
то, что среди определенной части радикально на-
строенной современной молодежи («сознатель-
ные радикалы») проявляются идеологические
традиции русского радикализма, анархизма и
«нечаевщины», переплетаясь с эмоциональными
иррациональными установками и современной
тематикой. Радикализм становится замещающим
вариантом гражданско-политической активно-
сти молодежи, способом политической презен-
тации, который является так же неэффективным,
как и социальная пассивность, но может внести
серьезные элементы политической дестабилиза-
ции. Действующие оппозиционные молодежные
организации и движения, выступая как уличная
протестная сила, пытаются вообразить себя либо
лидерами будущих «оранжевых» революций,
либо революционных путчей, что, несмотря на
крайний популизм и «самоотверженность» ее
участников, не приводит к мобилизации широких

масс молодежи, но может быть квалифицировано
как внесистемный организационный радикализм.
Д. В. Покатов, д-р социол. наук, профес-
сор кафедры прикладной социологии СГУ
им. Н. Г. Чернышевского, сделал акцент на том,
что в современной России произошел ряд из-
менений, способствовавших трансформации
господствовавшей ранее системы отбора кан-
дидатов в элиту. Так, если в прежней, легаль-
но-номенклатурной, модели обязательной была
принадлежность к определенному слою, то в
настоящее время появились возможности для
рекрутинга в элиту лиц, принадлежащих к раз-
личным социальным слоям и группам. Значи-
тельно уменьшилось число формальных тре-
бований к претендентам, а некоторые из них (в
том числе социальное происхождение, наличие
значительного опыта административно-полити-
ческой деятельности и др.) перестали быть до-
минирующими (хотя и не исчезли совсем). Не
является сегодня обязательным и прохождение
всех номенклатурных ступеней для попадания в
элитную группу, что приводит к существенному
ее «омоложению». Также в составе современной
политической элиты наблюдаются частые персо-
нальные мобилизационные переходы как внутри
элиты, так и между элитными группами, суще-
ственно меняющие ее облик.
А. В. Головченко, канд. полит. наук, доцент
кафедры уголовного, уголовно-исполнительного
права и криминологии СГУ им. Н. Г. Чернышев-
ского, отметил, что трансформация многопартий-
ности в России в 2012–2014 гг. привела к тому,
что в определенном смысле фактически была
воспроизведена фрагментированность партийно-
идеологического пространства периода 90-х гг.
прошлого столетия. Во-первых, существенно воз-
росло количество зарегистрированных партий
либерального спектра, что привело к дальнейшей
фрагментации данного сегмента политического
пространства современной России. Соответствен-
но возросла внутренняя конкуренция либераль-
ных сил, претендующих на один и тот же электо-
рат, что уменьшает шансы на успех новых партий
и неизбежно ослабляет позиции «старых» партий
данного спектра. Во-вторых, на региональном
уровне такая фрагментация нередко приводит к
ситуации, когда отделения партий существуют
лишь номинально, не имея реальных сил для ра-
боты с населением не только в виде прямых кон-
тактов и агитационных мероприятий, но даже для
фиксации своего присутствия в информационном
интернет-пространстве. В-третьих, потенциал
праволиберальных партий существенно снизился
в связи с особой позицией их лидеров, которую
они заняли по вопросу возвращения Крыма в со-
став Российской Федерации и в связи с трагиче-
скими событиями на Юго-Востоке Украины. В
условиях обострения отношений России с США
и их союзниками апелляция к общеевропейским
либеральным ценностям и моделям демократии
не находит широкой поддержки у российского
населения, особенно на региональном уровне.
В-четвертых, попытки организационной консоли-
дации либеральных сил в очередной раз не увен-
чались успехом, что еще более дискредитировало
либерализм как политическое движение в совре-
менной России.
В. А. Труханов, профессор кафедры исто-
рии и социологии политики Саратовской госу-
дарственной юридической академии, в своем
докладе подчеркнул, что процесс формирования
системы национальной безопасности не проис-
ходит спонтанно, что в основном он зависит от
воли властвующей элиты. Организация модерни-
зационных процессов в современной Российской
Федерации предполагает не только развитие и
реформирование технологической сферы и сфе-
ры экономики, но подразумевает также модерни-
зацию системы национальной безопасности, так
как без надежной системы национальной безопасности
модернизация невозможна в принципе.
Исследователь констатировал, что актуализация
роли элиты в обеспечении национальной безопасности
обусловлена, прежде всего, наличием
огромного ресурсно-сырьевого потенциала на
территории государства. Благодаря политической
воле элиты Россия способна развивать уникаль-
ные технологии в авиации и космонавтике, лазер-
ном производстве, атомной промышленности и
судостроении. Это может послужить направлени-
ем развития страны в условиях глобализации, со-
ответственно, и национальная безопасность госу-
дарства будет адекватной современным угрозам.
И. И. Санжаревский, д-р полит. наук, про-
фессор кафедры государственного и муниципаль-
ного управления РАНХиГС (Тамбовский филиал),
в своем выступлении «“Сервисное государство”
как особая политическая форма организации пу-
бличной власти и взаимодействия с гражданами»
констатировал, что сетевой принцип организа-
ционно-публичного и правового взаимодействия
государства и граждан следует рассматривать
как форму организации государственной и му-
ниципальной управленческой деятельности, по-
зволяющую существенно снизить издержки
традиционной политико-правовой регламента-
ции общественных процессов, обеспечить более
мобильное взаимодействие с общественными
институтами и структурами, вскрыть системные
пороки и оперативно решать практические про-
блемы взаимодействия государства и общества
при сохраняющихся традиционных формах и тех-
нологиях управления.
А. Ю. Цаплин, канд. полит. наук, доцент
СГУ им. Н. Г. Чернышевского, критически оце-
нил результативность внедрения программы
«электронного государства» (e-Government). По
его мнению, это новая, красочная, бросающаяся
в глаза «электронная упаковка» традиционных
институтов государственной власти. Характер
власти остается прежними. Новые ИКТ позволя-

ют не столько создать новую, сколько оптимизи-
ровать старую систему управления. Электронное
государство (e-Government) подобно Двуликому
Янусу: информатизация властных отношений,
призванная сделать их более открытыми и про-
зрачными, оборачивается новыми возможностя-
ми для манипуляции, новыми вызовами для госу-
дарственного управления.
Б. Г. Койбаев, д-р полит. наук, зав. кафедрой
новой, новейшей истории и исторической полито-
логии Северо-Осетинского государственного уни-
верситета им. К. Л. Хетагурова, констатировал,
что можно выделить следующие особенности эли-
тогенеза в Северной Осетии, оказывающие непо-
средственное влияние на его институциональное
и функциональное своеобразие: отсутствие пря-
мой электоральной процедуры по выборам главы
республики в связи с угрозой политической и на-
циональной дестабилизации в случае всенарод-
ного голосования; основной элитообразующий
вектор – формирование и циркуляция политиче-
ских элит региона по этническому, родственно-
му и клановому признаку; андроцентристский
характер состава политических элит, связанный
с особенностями традиционного уклада осетин-
ского и других народов республики; преоблада-
ние руководителей производственных и торговых
предприятий, госслужащих, выходцев из других
институтов власти и управления, имеющих боль-
шой опыт управленческой работы и достаточные
финансовые ресурсы для обеспечения победы
на выборах в органы законодательной власти ре-
спублики; увеличение количества «профессиональных
» депутатов в составе органов законода-
тельной власти, имеющих опыт парламентской
работы и реальные возможности для дальнейшего
продвижения внутри системы государственных
органов; повышение роли политических партий,
связанное с новыми требованиями политической
модернизации.
С. И. Морозов, канд. полит. наук, доцент
кафедры политологии Волгоградского госу-
дарственного университета, и студентка ВГУ
Е. К. Костина обратили внимание на возможно-
сти публичной власти и интернет-пространства
как эффективных инструментов антикоррупци-
онной политики. По их мнению, открытость и
публичность деятельности институтов государ-
ственной и муниципальной власти, а также ши-
рокая доступность отчетов и результатов их де-
ятельности в сети Интернет являются не только
фактором, повышающим степень добросо-
вестности и подотчетности власти населению.
Важна также и все более распространяющаяся
практика гражданского контроля и широкого
общественного наблюдения за «чистотой и про-
зрачностью» принимаемых решений, осущест-
вляемых госзакупок, иных разрешительных/
запретительных административных практик в
деятельности государственной и муниципаль-
ной власти.
А. А. Казаков, канд. полит. наук, доцент
СГУ им. Н. Г. Чернышевского, и студенты СГУ
А. Савинов и Б. Шестов остановились на иссле-
довательских возможностях функциональной те-
ории анализа сообщений масс-медиа В. Бенойта.
По их мнению, данная теория дает возможность
вычленения единых показателей (темы, источ-
ника и тона тезисов) и тем самым – выработки
общего алгоритма исследования. Как следствие,
появляется возможность проведения «типовых»
научных изысканий различными коллективами
авторов, сравнения получаемых ими результатов
и – в перспективе – совершенствования самой
теории. Более того, иногда методологический
подход В. Бенойта позволяет определить общую
«политическую направленность» конкретного
СМК – выявить политиков, которым издание сим-
патизирует или, напротив, склонно критиковать,
вычленить
особенности формируемой журнали-
стами информационной повестки дня, сделать
выводы относительно предпочитаемого ими спо-
соба изложения материала и используемого под-
стиля языка масс-медиа.
С. Г. Сергеев, канд. полит. наук, профессор
кафедры философии и политологии Саратовского
социально-экономического института (филиала)
РЭУ им. Г. В. Плеханова, рассмотрев особенно-
сти взаимодействия федеральных и региональ-
ных уполномоченных по защите отдельных кате-
горий граждан, пришел к выводу, что изначально
не властный и не политический по своей природе
институт в Российской Федерации в ходе своего
становления и развития воспринял многие свой-
ства и качества отечественных политических ин-
ститутов. В различных сегментах и уровнях этот
постоянно разрастающийся и усложняющийся
сложносоставный институт демонстрирует ряд
тенденций, которые вполне органично укладыва-
ются в логику российского политического процес-
са. Во-первых, происходит упорядочение функци-
онирования его уровней и сегментов. Во-вторых,
заметна институциональная универсализация,
выражающаяся в «изготовлении по лекалам» от-
дельных элементов сложносоставного институ-
та. В третьих, оформляется внутрисегментная
вертикальная интегрированность. И, наконец,
в-четвертых, отмечается политизация института.
Л. В. Кубанова, канд. полит. наук, старший
научный сотрудник отдела социально-политиче-
ских проблем Карачаево-Черкесского института
гуманитарных исследований, отметила, что от-
сутствие реального сектора экономики в КЧР
лишает ее возможности обеспечения устойчиво-
го и поступательного развития. Преобладание в
экономике Карачаево-Черкесии сферы услуг и ее
значительная нерыночная часть, низкий уровень
развития инфраструктуры не позволяют сфор-
мировать в экономике республики основу совре-
менного опережающего экономического роста. В
совокупности кумулятивное действие указанных
факторов придает экономике Карачаево-Черкес-

ской Республики неустойчивый характер и задает
ее инерционную динамику. В целом же это отра-
жается на качестве жизни населения, воспроиз-
водстве и развитии человеческого капитала.
Г. М. Барашков, канд. полит. наук, доцент
СГУ им. Н. Г. Чернышевского, сделал акцент на
особенностях функционирования институтов
гражданского общества в современной России на
региональном уровне (на примере Саратовской
области). По его мнению, активно реализуются
государственные программы по поддержке НКО,
развивается сетевой принцип взаимодействия
общественных объединений области. У населе-
ния области, общественных организаций, помимо
предусмотренных законами форм коммуникации
с чиновниками, появился и такой эффективно
действующий механизм привлечения обществен-
ности к решению тех или иных проблем, как ис-
пользование различных площадок для диалога
власти и общества.
В. А. Ковалёв, д-р полит. наук, профессор
кафедры политологии и международных отноше-
ний Сыктывкарского государственного универ-
ситета, актуализировал вопрос о перспективах
модернизации в современной России. Он конста-
тировал, что те, кто контролирует сейчас россий-
скую политическую систему, просто не могут (в
силу императива собственного сохранения, ком-
форта власти и доступа к сверхдоходам) пойти
на усложнение системы. Исследователь подчеркнул,
что нынешние квазиполитические акторы,
привыкшие к командам сверху и разнообразным
спонсорам, во многом автономным от населения,
лишенного реальной возможности выбора, в силу
своей природы просто неспособны в критической
ситуации осознать, выразить и защитить общий
интерес, как общегосударственный, так и обще-
национальный. Особенно тяжелыми следствия
такого положения дел могут быть именно для ре-
гиональных социумов в РФ, если действующие
институты для выражения их интересов так и не
будут созданы.
А. В. Богданов, канд. полит. наук, ассистент
кафедры политических наук СГУ им. Н. Г. Чер-
нышевского, подчеркнул, что в современном
российском обществе растет потребность в со-
циальной защите своих прав, но адекватной,
адаптивной системы социальных институтов,
контролирующих процесс, не сформировано.
Это объясняется отчасти и особенностями рос-
сийской политической культуры, и спецификой
функционирования самих НКО – отсутствие
специалистов по связям с общественностью, не-
достаточное использование информационных
технологий (особенно интернет-пространства) и
профилактически-пропагандистских методов по
увеличение активности граждан в выражении и
отстаивании своей позиции и интересов легаль-
ными методами в рамках правового поля.
С. И. Кузина, д-р полит. наук, профессор,
зам. декана факультета политологии Южно-Рос-
сийского института управления РАНХиГС при
Президенте РФ, и магистрант этого института
А. В. Ткачев констатировали, что гражданское
общество в демократическом государстве являет-
ся центральным элементом всех изменений, а его
модернизация – одним из приоритетов государ-
ственной политики. Для реализации этой задачи
необходимо не декларативное, а реальное обеспе-
чение гражданам свободы выбора, новых форм
самоорганизации граждан. Любое коллективное
действие изначально строится на доверии. По-
строение гражданского общества только на осно-
ве развития социальной активности населения без
государственного участия будет малоэффектив-
ным. Слабое государство не может формировать
сильного гражданского общества.
О. А. Луценко, соискатель кафедры поли-
тических наук СГУ им. Н. Г. Чернышевского, в
своем выступлении акцент сделала на том, что
этнический конфликт, являющийся тормозом в
решении вопросов общественной жизни людей
различных национальностей, представляет собой
крайне нежелательное явление в жизни любого
общества. К последствиям этнических конфлик-
тов можно отнести нестабильную экономиче-
скую ситуацию, следствием которой становится
возрастающая безработица, прежде всего среди
молодежи, люмпенизация значительной части
населения. Полностью нейтрализовать этниче-
ские конфликты достаточно сложно, однако воз-
можно сгладить их негативные проявления путем
осуществления государством комплекса меро-
приятий, направленных на улучшение социаль-
но-экономического положения этнических групп,
проведением взвешенной миграционной полити-
ки, а также внутренней политики, ориентирован-
ной на поддержание конструктивных межэтниче-
ских и межнациональных связей.
С. А. Никоненко, канд. полит. наук, препода-
ватель Тамбовского государственного университе-
та им. Г. Р. Державина, отметил, что политические
партии и гражданское общество в современной
России движутся по разным параллельным век-
торам развития. Данный процесс характеризует-
ся отторжением обществом существующих пар-
тий, население не видит в них гаранта защиты,
выражения социальных чаяний и нужд. Партии
нуждаются в обществе в период федеральных и
региональных выборов, поэтому они вынуждены
работать с населением в период электоральных
циклов, возвращаться к общественно-значимым
проектам и нуждам только в выборный период
А. В. Поляков, канд. полит. наук, доцент ка-
федры гражданского права и процесса Армавир-
ского института социального образования (фили-
ала) Российского государственного социального
университета, проанализировав основные под-
ходы к определению источников социального ка-
питала, констатировал, что государственно-цен-
тристский подход является сугубо теоретическим
и отличается недостаточностью эмпирических

данных, а институционально-структуральный
подход оставляет за рамками исследования вопро-
сы о том, какие именно институты и каким обра-
зом участвуют в создании социального капитала.
А. В. Россошанский, канд. полит. наук, до-
цент, зав. кафедрой электронных СМИ и комму-
никации СГУ им. Н. Г. Чернышевского, в своем
выступлении акцентировал внимание на некото-
рых особенностях политической субъектности
региональных СМИ. Например, они в меньшей
степени, чем федеральные, обеспечены финан-
совыми ресурсами, что накладывает отпечаток
на их деятельность. В поисках финансирования
они нередко становятся участниками информа-
ционно-психологических противоборств между
различными политическими силами, публикуя
заказные материалы. Это же обстоятельство при-
водит к большей зависимости местных СМИ от
финансово-промышленных групп. Более того,
нередко они становятся проводниками их интере-
сов. Именно в регионах более распространенным
является явление, когда тот или иной популярный
информационный ресурс финансируется и, соот-
ветственно, контролируется разными представи-
телями политической или экономической элиты.
М. В. Савва, д-р полит. наук, директор гран-
товых программ Краснодарской региональной
общественной организации «Южный региональ-
ный ресурсный центр», Е. В. Савва, канд. филос.
наук, доцент кафедры политологии и политиче-
ского управления Кубанского государственного
университета, подчеркнули, что наиболее ярким
примером модели протестной гражданской куль-
туры являются некоторые республики Северного
Кавказа. Для протестной гражданской культуры
типична готовность многих людей к использова-
нию насилия по отношению к власти и ее пред-
ставителям. Это – гражданская культура актив-
ного сопротивления, признающая возможность
незаконных методов взаимодействия с властью.
Рост популярности салафийи (фундаменталист-
ского ислама) также можно рассматривать как
ответную реакцию некоторой части общества на
деятельность власти. Этот рост продолжается, по-
скольку у него есть объективная база – высокий
уровень относительной депривации. «Дрожжи»,
на которых вырастает салафийя, – массовое чув-
ство несправедливости. Конечно, далеко не все
носители протестной гражданской культуры и
далеко не всегда готовы использовать незаконные
методы в своем диалоге с властью. Но даже в тех
случаях, когда выбираются легальные способы,
граждане исходят из того, что эту власть нужно
сменить.
З. М. Дыльнова, д-р социол. наук, профессор
кафедры социологии регионов СГУ им. Н. Г. Чер-
нышевского, Ю. А. Семенова, канд. социол.
наук, доцент кафедры социологии коммуника-
ций и управления СГУ им. Н. Г. Чернышевского,
в своем докладе «Развитие институтов предпри-
нимательства в регионе (на примере Саратовской
области)» заключили, что для преодоления пре-
пятствий развитию предпринимательства в Сара-
товской области нужно предпринять конкретные
меры, которые должны включать: создание ста-
бильного хозяйственного законодательства; обра-
зование государственно-общественных инвести-
ционных, страховых и информационных фондов
для содействия предпринимателям; построение
региональной
рыночной инфраструктуры (учеб-
ные, консультационные, сертификатные центры);
введение соответствующего налогового, валют-
но-ценового и антимонопольного регулирования;
активизацию деятельности самих предпринима-
телей и др.
И. С. Сайфулин, аспирант кафедры «Связи
с общественностью» Юридического институ-
та Тамбовского государственного технического
университета, пришел к выводу, что для проти-
водействия деструктивным политическим тех-
нологиям необходимо акцентировать внимание
общества и государства на исследовании страте-
гий, базирующихся на использовании в подрыв-
ных целях военно-политической, социальной,
экономической нестабильности и турбулентно-
сти, которые формируются за счет искусственно
создаваемой хаотизации обстановки в отдельных
странах и регионах. Основополагающими фак-
торами безопасности
внутри страны и недопу-
щения «цветных революций» являются форми-
рование сознательного общественного мнения,
выработка этнической, правовой, гражданской
идентичности, обеспечение достойных условий
для жизни населения, создание механизмов регу-
лирования использования технологий управляе-
мого хаоса.
А. С. Солдатова, мл. науч. сотр. кафедры
всеобщей истории и мирового политического
процесса, НОЦ «Политический анализ террито-
риальных систем» МГУ им. Н. П. Огарева (Са-
ранск), заключила, что политическая сфера со-
временной России представлена целым блоком
стейкхолдеров. Сюда можно отнести правозащит-
ные организации, гражданские сообщества, СМИ,
НКО. Особую роль выполняют региональные от-
деления политических партий. Функционально
политические партии в России регионально не
ориентированы. Возникновение и развитие региональных
партий запрещено российским законода-
тельством. Действия российских политических
партий не подразумевают содействие решению
проблем культурно-национальных автономий и
представительства национальных меньшинств.
Это, в свою очередь, означает отсутствие полно-
ценного учета в правительственной политике ин-
тереса соответствующих этносов, что порождает
формирование иных каналов, которые провоци-
руют преференции отдельным национальным ре-
спубликам.
Д. П. Соснин, канд. полит. наук, зам. дирек-
тора Ульяновского областного государственного
казенного учреждения «Аналитика», оценивая

вектор развития городских элит в условиях реали-
зации нового этапа реформы местного самоуправ-
ления, констатировал наличие противоречивых
тенденций. С одной стороны, можно прогнозиро-
вать в той или иной степени ослабление полити-
ческого влияния существующих городских элит
под воздействием факторов внутригородской де-
централизации. С другой стороны, необходимо
отметить высокую вероятность появления новых
каналов вертикальной мобильности (через выбор-
ные районные органы местной власти), что будет
способствовать притоку в состав городской эли-
ты новой волны политиков, получивших мандат
доверия напрямую от населения и не связанных
с местными олигархическими и административ-
ными кланами.
М. А. Трофимова, соискатель кафедры по-
литологии Волгоградского государственного
университета, заключила, что на территории Вол-
гоградского региона политическая элита в лице
губернатора перестала должным образом выпол-
нять свои функции; за последние годы в области
не произошло улучшения форм и видов сотруд-
ничества власти и общества; региональная элита
так и не стала полноценным актором политиче-
ской модернизации. Причина данных процессов
видится автору в том, что большинство в региональных
политических элитах рассматривают
модернизацию только как поле реализации соб-
ственных интересов.
А. Л. Тютюнников (Республика Молдова,
Российский центр науки и культуры в Молдо-
ве), аспирант кафедры политических наук СГУ
им. Н. Г. Чернышевского, в своем докладе рассмо-
трел особенности приграничного взаимодействия
Саратовской и Западно-Казахстанской областей в
контексте евразийской интеграции и констатиро-
вал, что два приграничных региона динамично со-
трудничают в реализации совместных гуманитар-
ных и образовательных проектов. Вузы Саратова
обеспечивают подготовку квалифицированных
специалистов для Казахстана. В рамках программ
взаимодействия между высшими учебными заве-
дениями осуществляется обмен преподавателями
и лекторами, ведется подготовка квалифициро-
ванных рабочих кадров в сфере дополнительного
профессионального образования.
Н. С. Черных, ассистент кафедры полито-
логии Волгоградского государственного универ-
ситета, подчеркнула, что разработка новых иден-
тификационных стратегий молодежной группы с
учетом устоявшихся политико-культурных тради-
ций необходима как для предотвращения угрозы
ее девиантного поведения, так и для того, чтобы
направить молодежь, обладающую инноваци-
онным потенциалом, не по пути деструкции, а в
русло созидания и позитивных модернизацион-
ных преобразований.
Н. А. Шеховцова, канд. социол. наук, до-
цент кафедры политологии Волгоградского го-
сударственного университета, О. О. Барышева,
Н. И. Кривошеева, студентки ВГУ, акцентиро-
вали внимание на том, что эффективность со-
гласования интересов в публичной политике
определяется не только институциональными
и процедурными факторами, но и готовностью
участников процесса согласования к диалогу,
т. е. понимать друг друга и искать компромисс.
Следовательно, можно выстроить следующую
понятийную цепочку: информационная откры-
тость – доверие – толерантность – социальное
партнерство – объединение усилий – эффектив-
ное решение проблем – устойчивое развитие.
Обсуждение на конференции различных
аспектов политического развития российских
регионов выявило некоторые тенденции в иссле-
довательских подходах к определению состояния
политической субъектности современных рос-
сийских регионов.
Выступавшие специалисты в большинстве
своем рассматривали регион в качестве поли-
тического субъекта, имеющего значительный
внутренний потенциал прогресса и столь же
значительные трудности в реализации этого
потенциала. Причем источник трудностей ис-
следователи находили преимущественно вне ре-
гионального пространства, в разнообразных объ-
ективных свойствах тех процессов, из которых
сегодня складывается общероссийская полити-
ка. В формировании субъективного консенсуса
между региональными и федеральными власт-
ными элитами исследователи отметили положи-
тельную динамику на уровне поиска и принятия
согласованных стратегий общегосударственного
и регионального развития. Объективный же ис-
точник трудностей для регионального
развития
заключается во множественности тех «перво-
очередных» задач, на решение которых должны
быть мобилизованы обычно небольшие по рос-
сийским условиям внутренние ресурсы регио-
нов, и во множественности рисков, связанных с
такими внутрирегиональными мобилизациями.
В выступлениях специалистов обнаружи-
лось стремление к расширению и переструкту-
рированию в соответствии с новыми актуальны-
ми проблемами общероссийской политической
жизни, предметного поля региональных полити-
ческих исследований. Это отразилось и на заяв-
ленных в выступлениях на конференции методо-
логических подходах, общим свойством которых
является исследовательское видение региона как
гибкой (гораздо более гибкой, чем политическая
система современной России в целом) и активно
мутирующей под влиянием внутренних и внеш-
них факторов социально-политической системы
с реальными перспективами наращивания мо-
дернизационной динамики.

Ключевые слова: 
Список источников: 

-