Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Бегинина И. А. Социально-демографическая специфика молодежного предпринимательства в г. Саратове // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 48-54. DOI: 10.18500/1818-9601-2021-21-1-48-54

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.454.3

Социально-демографическая специфика молодежного предпринимательства в г. Саратове

Авторы: 
Бегинина Ирина Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

По результатам социологического исследования методом анкетирования, проведенного в 2020 г., доказано, что специфика молодежного предпринимательства в Саратове непосредственно связана с социально-демографическими характеристиками. Существуют преимущественно мужские сферы предпринимательской деятельности, такие как промышленность, строительство и транспорт. Возраст в значительной степени определяет сферу интересов личности, ее ценности, опыт, что оказывает влияние на выбор сферы предпринимательской деятельности. Для младшего возраста это торговля, для старшего поколения – сфера услуг, другие сферы. Мотивационное ядро молодых предпринимателей находится в зависимости от гендерной идентичности. У женщин это внутренние мотивы: желание заниматься любимым делом, независимость, у мужчин – внешние мотивы: повышение доходов, общественное признание. Мотивация определяется и общей направленностью личности, которая зависит от возраста и жизненных обстоятельств. В возрастной группе от 18 до 22 лет среди мотивов превалирует стремление к независимости, в группе от 23 до 26 лет основным мотивирующим фактором выступает желание заниматься тем, что нравится, в возрастной группе от 27 до 34 лет – повышение доходов. Популярность различных источников информации о предпринимательской деятельности также в значительно мере находится в зависимости от возраста. Доверие к различным курсам и тренингам проявляют, как правило, представители более молодых когорт. С возрастом их популярность спадает. Представители старших категорий предпринимателей больше доверяют Интернету и своим знакомым. Существует прямая зависимость между возрастом и использованием услуг банковского кредитования. Чем старше предприниматель, тем чаще он прибегает к использованию банковского кредитования, так как более стабилен в жизни, у него больше возможностей для использования данной услуги и дальнейшего погашения кредита. Проблемы молодых предпринимателей существенно коррелируют с возрастом или полом, хотя они и ведут свою деятельность в одних и тех же условиях существующей реальности, зависящих от экономического и политического состояния региона. Опыт молодых предпринимателей, который зависит от возраста, находит отражение в самооценке своего бизнеса. Чем старше индивид, тем более положительную оценку своему делу он дает.

Список источников: 
  1. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М. : Прогресс, 1982. С. 159–170.
  2. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства : [сайт]. URL: http://opora.ru/about/ (дата обращения: 12.12.2019).
  3. Итоги ПМЭФ-2018. URL: https://tass.ru/pmef-2018/articles/5239347 (дата обращения: 14.12.2019).
  4. Боднар Э. Л., Долгих Д. А. Молодежное предпринимательство : определение, трудности и перспективыразвития. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/37887/1/bodnar-dolgikh_ptpu2015.pdf (дата обращения: 14.06.2020).
  5. Иванов Г. Г., Орлов, С. Л., Баженов Ю. К. Молодежное предпринимательство : современные реалии и взгляд в будущее // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 54–58.
  6. Соколов В. В. Молодежное предпринимательство в системе приоритетов государственной молодежной политики : состояние и механизмы поддержки // Среднерусский вестник общественных наук. Серия : Политология. 2017. Т. 12, № 4. С. 48–55. DOI: https://doi.org/10.22394/2071-2367-2017-12-4-48-55
  7. Милославский В. Г. Молодежное предпринимательство как фундамент развития среднего класса в России // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 594–597.
  8. Шумик Е. Г., Сарычева М. А., Суворова С. К. Молодежное предпринимательство ключевой фактор развития региона // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 212–215.
  9. Слепенкова Е. В., Киреева Н. С., Строганов И. А. Студенческие проекты как поддержка малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 3. С. 399–404. DOI: https://doi.org/10.18334/ф.18.3.37307
  10. Чернышева Т. Л. Развитие предпринимательского мышления как миссия опорного университета // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 21. С. 3097–3112. DOI: https://doi.org/10.18334/гр.18.21.38588
  11. О государственной молодежной политике : модельный закон. Принят на тридцать восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государствучастников СНГ (Постановление от 23 ноября 2012 г. № 38-10). URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=64509 (дата обращения: 14.06.2020).
  12. Грибанов Г. А. Молодежное предпринимательство в России // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 7. С. 134–140.
Поступила в редакцию: 
18.08.2020
Принята к публикации: 
20.10.2020
Опубликована онлайн: 
01.03.2021