Образец для цитирования:

Халидова О. Б., Шахбанова М. М. Социальный портрет дагестанских протестантов (по результатам социологического исследования) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 62-67. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-1-62-67


УДК: 
283/289–316.6
Язык публикации: 
русский

Социальный портрет дагестанских протестантов (по результатам социологического исследования)

Одним из ярких проявлений религиозной составляющей постсоветского времени в России стало так называемое евангельское пробуждение, идеологами которого стали последователи протестантов. Усиление позиций протестантизма на постсоветском пространстве ярко обнаружило себя и в религиозно-общественной жизни национальных регионов Российской Федерации, в частности в Республике Дагестан. Последовавший кризис постсоветского общества спровоцировал «наплыв» западных миссионеров с целью создания здесь устойчивых общин. «Вторжение» проповедников «слова о Христе» в поликонфессиональное пространство дагестанского общества, где ислам на протяжении многих веков оставался единственно «правильной» религией для коренных народностей с четкими укоренившимися в обществе установками и правилами, было воспринято неоднозначно, если не сказать негативно. В настоящей статье раскрывается социальный портрет протестанта в современном дагестанском обществе, его социально-демографическая специфика. Социологическое измерение религиозного самочувствия последователей протестантских общин показывает их приверженность к прозелитической и миссионерской деятельности, ориентированность на распространение своего вероучения среди носителей иного. Результаты исследования демонстрируют позитивную оценку дагестанскими протестантами прозелитизма с мотивацией его ненасильственного, мирного и добровольного распространения, неприятие агрессии при одновременном игнорировании возможности обострения межрелигиозных и межнациональных отношений (52,4%). Установлено, что миссионерский и социальный успех протестантского вероучения сделал его последователей частью религиозного общества постсоветского дагестанского общества при одновременном существовании в массовом сознании дагестанцев их негативного восприятия, которым чуждо восточное православное сознание. Выявлено, что опрошенные имеют различные точки зрения на распространение своего вероучения среди исповедующих другие религиозные учения, а также механизмы его использования. С одной стороны, провозглашение принципов свободы выбора того или иного религиозного мировоззрения, с другой, установка на подчеркивание исключительности своего вероучения с мотивацией его «совершенности и правильности» дает нам право сделать вывод о противоречивости в суждениях респондентов.

Литература

1 Каргина И. Г. Самоидентификация верующих : социальная мотивация // Социс. 2004. № 1. С. 45.
2 Одинцов М. И. Вероисповедные реформы в Советском союзе и в России. 1985–1997 гг. М., 2010. С. 178–179.
3 Ильясов Ф. Н. Религиозное сознание и поведение // Социс. 1987. № 3. С. 51.
4 Ушакова Н. Протестанты в Дагестане // Молодежь Дагестана. 2004. 12 марта. С. 10.
5 Шахбанова М. М. Этническая, религиозная и государственно-гражданская идентичности дагестанских народов в условиях трансформации российского общества. Махачкала : АЛЕФ, 2016.
6 Интервью О. Б. Халидовой с пастором церкви «Осанна» Н. Я. Чумаковым, январь 2016.
7 Шахбанова М. М. Проблема веротерпимости в Республике Дагестан : состояние и тенденции // Научная мысль Кавказа. 2008. № 1. С. 68.
8 ЦГА РД (Центральный Государственный архив Республики Дагестан). Ф. р-1585. Оп. 3. Д. 25. Л. 35.

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: