Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Миловацкий И. А. Особенности политики по развитию государственного контроля за фармацевтическим производством в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 352-357. DOI: 10.18500/1818-9601-2024-24-3-352-357, EDN: VNTUWC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
323
EDN: 
VNTUWC

Особенности политики по развитию государственного контроля за фармацевтическим производством в современной России

Авторы: 
Миловацкий Иван Александрович, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье рассматривается политика развития государственного контроля за фармацевтическим производством в Российской Федерации на современном этапе. Исследуются понятия контрольной и надзорной деятельности и определяется как тождественные, исходя из поставленных данными понятиями целей и методов их достижения. Обозначаются принципы, лежащие в основе контрольно-надзорной деятельности, которые разделяются на общие и специальные по признаку принадлежности к одной или нескольким отраслям. Осуществляется декомпозиция совокупности правовых актов, регулирующих отрасль деятельности, до отдельного нормативного требования, которое определяется как измеряемая единица соответствия правовым нормам. Рассматриваются основные угрозы, существующие на данном этапе в фармацевтической отрасли, а также механизмы, направленные на противодействие данным угрозам. Исследуются опыт и проблемы внедрения в России контрольно-учетной маркировки лекарственных средств в период пандемии COVID-19. Анализируется опыт ежегодной операции Pangea XIV, проводимой совместно органами здравоохранения и правоохранительными органами ряда стран и направленной на борьбу с производством и оборотом фальсифицированных лекарственных средств и медицинских изделий во всем мире, а также проводится обзор правоприменения по статьям, связанным с правонарушениями в сфере производства и реализации фармацевтических средств. По итогам отмечается рост числа правонарушений в фармацевтической отрасли, а также усиление роли информационных технологий в производстве и реализации контрафактной фармацевтической продукции. В заключение перечислены ключевые направления совершенствования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на современном этапе. Основным средством развития контрольно-надзорной деятельности определяется цифровизация отрасли, главными инструментами которой являются развитие соответствующих реестров нормативных требований и контрольно-учетной маркировки лекарственных средств.

Список источников: 
  1. Тарасов А. М. Государственный контроль в России. М. : Континент, 2008. 672 с.
  2. Яблонская А. Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти в Российской Федерации (теоретико-правовое исследование) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 175 с.
  3. Чекашкин Г. Ф. Правовая основа контрольно-надзорной деятельности полиции на современном этапе // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 3. С. 6–13.
  4. Курбанов Р. А., Спектор А. А. Принципы государственного контроля в сфере предпринимательства // Пробелы в российском законодательстве. 2021. № 6. С. 59–62. EDN: ONNDBF
  5. Виды государственного контроля в Российской Федерации / авт.-сост. А. А. Спиридонов. М. : Изд-е Государственной Думы (электронное), 2013. 96 с.
  6. Миронов А. Н., Миронова Ю. П. Обязательные требования при осуществлении государственного контроля (надзора) // Вестник Владимирского юридического института. 2021. № 4 (61). С. 69–73. EDN: SFXLIS
  7. Реестр обязательных требований : [сайт]. URL: https://ot.gov.ru/ (дата обращения: 12.03.2024).
  8. Алехин А. В. Пост-релиз по итогам конференции «Локализация производства в фармацевтической отрасли» // Ведомости. Практика. URL: https://praktika.vedomosti.ru/events/LocalPharma17/pages/postreliz_ pharma (дата обращения: 15.03.2024).
  9. Мохов А. А. Лекарственные средства как объекты гражданских прав // Юрист. 2004. № 4. C. 53–57. EDN: OISZIV
  10. Егоров А. В. Противодействие незаконному обороту лекарственных средств в России в условиях пандемии COVID-19: ключевые проблемы и пути их решения // Российское конкурентное право и экономика. 2021. № 1 (25). С. 52–59. https://doi.org/10.47361/2542-0259-2021-1-25-52-59
  11. Газета «Щит и Меч». 2023. Вып. 43. URL: https://мвд.рф/journal_list/journal/item/43983203/ (дата обращения: 20.03.2024).
  12. Доклад Росздравнадзора об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья граждан и об эффективности такого контроля (надзора) за 2023 год. URL: https://roszdravnadzor.gov.ru/about/plans (дата обращения: 21.03.2024).
  13. Варламова А. Н. Конкурентное право и отраслевые товарные рынки: рынок лекарственных средств // Конкурентное право. 2018. № 4. С. 3–7. EDN: CKAPKH
  14. Шандра М. Ю. Правовое регулирование оборота лекарственных средств на потребительском рынке Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2018. 21 с.
  15. Колесников С. И., Дындиков И. Н. Прогноз последствий принятия законопроекта № 912246-7 о внесении изменений в законодательство об обращении лекарственных средств и о здравоохранении для российского фармрынка // Российское конкурентное право и экономика. 2020. № 2 (22). С. 72–81. https://doi.org/10.32686/2542-0259-2020-2-72-81
  16. Вронская М. В. Правовое регулирование фармацевтической деятельности в РФ: тенденции и перспективы «модернизационной» политики // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 4 (43). С. 90–98. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-4/090-098, EDN: ZBAIDB
Поступила в редакцию: 
17.04.2024
Принята к публикации: 
06.05.2024
Опубликована онлайн: 
30.08.2024
Опубликована: 
30.08.2024
Краткое содержание:
(загрузок: 0)