Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Малышева О. Л. Профессиональный имидж современного преподавателя высшей школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 407-412. DOI: 10.18500/1818-9601-2021-21-4-407-412

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.7

Профессиональный имидж современного преподавателя высшей школы

Авторы: 
Малышева Ольга Леонидовна, Казанский национальный исследовательский технологический университет
Аннотация: 

В статье анализируется структура имиджа педагога высшей школы, включающего базовые компетенции, социальный статус, профессиональные компетенции, составными частями которого являются дидактические умения, концептуальная подготовка, профессиональное «Я». Рассматриваются факторы, влияющие сегодня на профессиональный имидж профессорско-преподавательского состава высшей школы: переход к компетентностно ориентированному образованию; требования российских работодателей к выпускникам вузов; коммерциализация высшего образования; специфика студенческой аудитории, представленной поколением «Z», которое в качестве источников информации предпочитает интернет-ресурсы. В статье освещается профессиональный имидж профессорско-преподавательского состава в глазах как административных структур университетов, так и студентов. На выявление последнего было нацелено пилотное исследование восприятия профессионального имиджа профессорско-преподавательского состава глазами студентов факультета промышленной политики и бизнес администрирования Казанского национального исследовательского технологического университета. Благодаря проведенному исследованию удалось установить наиболее важные характеристики, с точки зрения студентов, как внутреннего имиджа преподавателя – его профессиональных и базовых компетенций, так и значимость его внешнего имиджа.

Список источников: 
  1. Тузиков А. Р. Высшее образование : идеологемы реформ и практика имитаций // Управление устойчивым развитием. 2020. № 1 (26). С. 60–66.
  2. Currie I. D., Finney H. C., Hirschi T., Selvin H. C. Images of the professor and interest in the academic profession // Sociology of Education. 1966. Vol. 39, № 4. P. 301–323. https://doi.org/10.2307/2111916
  3. Aldrup K., Klussman U., Ludtke O., Gollne R., Trautwein U. Student misbehavior and teacher well-being : Testing the mediating role of the teacher-student relationship // Learning and Instruction. 2018. Vol. 58. P. 126–136. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2018.05.006
  4. Бойко Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социс. Социологические исследования. 2002. № 3. С. 78– 82.
  5. Козлова О. Н., Буланова М. Б. Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции : иллюзии и реальность // Социс. Социологические исследования. 2001. № 11. С. 58–68.
  6. Володарская Е. А. Социально-психологическое содержание представлений о современном российском ученом // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 4. С. 60–65.
  7. Кокарев А. С., Николюкина Н. Б. Социальный портрет преподавателя высшей школы (на основе анализа вузов Тамбовской области) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. 3, № 1. С. 154–161
  8. Лукашенко М. А., Ожгихина А. А. Имидж преподавателя вуза : мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 1. С. 46–56. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-46-56
  9. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского общества : Деятельностно-структурная концепция. М. : Дело, 2002.
  10. Попова О. И. Имидж преподавателя вуза : проблема трансформации в современной России : автореф. дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2007.
  11. Сысоева Е. Ю. Рефлексивный анализ имидж-образующих характеристик преподавателей вуза // Азимут научных исследование : педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 209–213.
  12. Ярошевич О. В. От имиджа преподавателя к имиджу кафедры. URL: http://dgng.pstu.ru/conf2015/ papers/51/ (дата обращения: 10.04.2021).).
  13. Статистика молодежи // Vawilon : [сайт]. URL: https://vawilon.ru/statistika-molodezhi/ (дата обращения: 30.03.2021).
  14. Тузиков А. Р., Зинурова Р. И. Социология студенчества : теоретический статус и исследовательские практики // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 6. С. 40–51. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-40-51
  15. Озимко К. Социология поколения Z // СОНАР 2050. URL: https://www.sonar2050.org/publications/sociologiya-pokoleniya-z/ (дата обращения: 10.04.2021).
  16. Козлов Н. И. Невербальное общение // Психологос : энциклопедия практической психологии : [сайт]. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/neverbalnoe-obschenie (дата обращения: 02.04.2021). 
Поступила в редакцию: 
12.04.2021
Принята к публикации: 
01.09.2021
Опубликована онлайн: 
30.11.2021