Izvestiya of Saratov University.

Sociology. Politology

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Full text PDF(Ru):
Language: 
Russian
Article type: 
Article
UDC: 
32:316.6

Социальные медиа как инструмент формирования политической картины мира современной молодежи (на материалах Нижегородского региона)

Autors: 
Kaminchenko Dmitriy I., Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky
Shmeleva Olga Yu., Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky
Abstract: 

The article is based on the material of applied research conducted among students of N. Novgorod, studying the political values of young people developing in the communicative space of social media, the role of network space in shaping the value picture of the world of youth, taking into account the logic of development and functioning of virtual space, its features and principles. The specifics of the impact of social media on the political consciousness (perception) of youth is analyzed, the methodological basis of which was the theory of social networks, P. Lazarsfeld’s “two-stage flow of information”. Authors study the resource potential of social media as a tool for forming the value foundations of politics, the risks caused by the specifics of this mechanism (i.e.being clip-like, fragmented, mosaic and ambivalent).

Reference: 

1. Митягина Е. В., Долгополова Н. С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестн. НГГУ. Сер. Социальные науки. 2009. № 3 (15). С. 53–59.
2. Пудалов А. Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. Т. 1, № 1. С. 36.
3. Симакова С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ // Знак : проблемное поле медиаобразования. 2017. № 2 (24). С. 112. С. 112.  
4. Исаева А. Н., Малахова С. А. «Клиповое мышление» : психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) // Мир психологии. 2015. № 4. С. 107–118. С. 177. С. 177–191. С. 178.
5. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 171.
6. Кошель В. А., Сегал А. П. «Клиповое мышление» как форма обыденного сознания // Международный академический вестник. 2015. № 4 (10). С. 19 ;
7. Слаутина М. В., Сусарина В. И. Феномен клипового сознания в научной и языковой интерпретации // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2017. № 15. С. 149–150.
8. Кристакис Н., Фаулер Дж. Связанные одной сетью : Как на нас влияют люди, которых мыникогда не видели. М. : Юнайтед Пресс, 2011. С. 23.
9. Викторова З. С. Сетевой подход как методология исследования процесса принятия государственных решений : автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2009. С. 16.
10. Сморгунов Л. В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис. 2001. № 3. С. 107–108.
11. Каминченко Д. И. «Новые» СМИ как агент распространения определенных политических ценностей // Социосфера. 2013. № 4, ч. 1. С. 193.
12 Изместьева Н. Н. Клиповое сознание и образовательные технологии : к постановке проблемы // Вестн. ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2016. Т. 19, № 1. С. 88.
13. Володенков С. В., Кузнецов И. И., Евгеньева Т. В., Зверев А. Л., Грачев М. Н., Штукина Т. А., Седых Н. С., Бобровская Е. В., Щегловитов А. Е., Писарчук Д. И., Федоров А. П. Информационно-технологическое проектирование политических ценностей в российском сегменте интернет-пространства : материалы круглого стола // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12 : Политические науки. 2014. № 5. С. 125.
14. Ячменева М. В. Влияние социальных медиа на формирование семейных и гражданских ценностей молодежи в современной России : опыт социологического исследования // Управление устойчивым развитием. 2019. № 3 (22). С. 84, 87.
15. Емченко Е. П. Иллюзорность социльных медиа в контексте ценностей повседневности // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия Социология. Право. 2016. № 3 (224), вып. 35. С. 97.
16. Мартьянов Д. С. Социологическое исследование политического сознания интернет-пользователей // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 2, № 1. С. 196.
17. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Азаров А. А., Синяков А. В. «Цифровая гражданственность» в оценках российской молодежи // ПОЛИТЭКС. 2019. Т. 15. № 3. С. 338. DOI: https://doi.org/10.21638/11701/spbu23.2019.301.
18. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М. : Проспект, 2016 ; Романов Н. А. Клиповая культура в современном медиапространстве // Человек. Культура. Образование. 2017. № 3 (25). С. 105.
19. Старицына О. А. Клиповое мышление как условие успешности информационных войн // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 335.
20. Цветкова И. В. Поколенческие различия в динамике патриотических ценностей (на примере г. Тольятти) // Социс. 2014. № 3. С. 48.
21. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия : Последовательность человеческого развития. М. : Новое издательство, 2011. С. 12–13.