Izvestiya of Saratov University.

Sociology. Politology

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Full text PDF(Ru):
(downloads: 0)
Language: 
Russian
Article type: 
Article

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕДИЙНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Abstract: 

В статье рассматриваются различные точки пересечения медий- ной грамотности и политической культуры. Насколько важно уме- ние человека ориентироваться в окружающих его потоках инфор- мации в контексте формирования интереса к политике и доверия к массмедиа? Каким образом медийная грамотность влияет на политическую культуру? Как все это отражается на характере по- литической системы конкретной страны? Автор пытается найти ответы на данные вопросы и анализирует результаты связанных с этим социологических опросов Фонда «Общественное мнение». 

Reference: 

См.: Гендина Н. И. Можно ли измерить информационную грамотность (культуру)? // Образование в документах. 2009. № 20 (213). С. 58–62 ; Жилавская И. В. Проблема формирования понятийного аппарата медиаобразования в условиях конвергенции медиа- и информационной грамотности // Фундаментальные исследования. 2014. № 5–1. С. 213–217 ; Левицкая А. А. Формирование медийной грамотности и медиакритика в Канаде // Медиаскоп. 2016. № 1 ; Федоров А. В. Медиаобразование в зарубежных странах. М. : Директ-Медиа, 2013 ; Федоров А. В. Медиаобразование : история и теория. М. : МОО «Информация для всех», 2015 ; Якушина Е. В. Разработка курса «Медиа-информационная грамотность и информационная безопасность» // Социальный компьютинг : основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (ISC-14) : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. М. : Изд-во МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. С. 346–362.
См.: Мукан Н. В., Фучила Е. Н. Определение понятия «информационная грамотность» // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 31. С. 147–149 ; Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. М. : Директ-Медиа, 2013.
См.: Вырковский А. В., Любимцева М. А. Восприятие аудиторией различных видов текста в российских деловых интернет-СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. : Журналистика. 2015. № 2. С. 143–167 ; Ильченко С. Н. Фейк в практике электронных СМИ : критерии достоверности // Медиаскоп. 2016. № 4 ; Казаков А. А. Методы манипулирования общественным сознанием в контексте медийной грамотности : политическое измерение // Политэкс. 2016. Т. 12, № 3. С. 26–34.
См.: Вилков А. А., Некрасов С. Ф., Россошанский А. В. Политическая функциональность современных российских СМИ / под ред. А. А. Вилкова. Саратов : Саратовский источник, 2011.
См., например: Казаков А. Теоретико-методологический потенциал категории «медийная повестка дня» : возможности и ограничения // Вестн. ВолГУ. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2012. № 1. С. 138–143 ; Мамонов М. Роль политических субъектов в формировании приоритетов межличностной «повестки дня» россиян // Политэкс. 2008. № 3. С. 97–107 ; Kim S-H., Scheufele D. A., Shanahan J. Think About it This Way : Attribute Agenda-Setting Function of the Press and the Public’s Evaluation of a Local Issue // Journalism and Mass Communication Quarterly. 2002. Vol. 79, № 1. P. 7–25 ; Weaver D. H., McCombs M. E., Shaw D. L. Agenda-Setting Research : Issues, Attributes, and Infl uences // Kaid L. L. (ed.). Handbook of political communication research. Mahwah, NJ, 2004.
См.: Баталов Э. Я. Политическая культура России сквозь призму civic culture // Pro et Contra. 2002. № 3. С. 10.
См.: Kim Sei-Hill, and Miejeong Han. Media Use and Participatory Democracy in South Korea // Mass Communication and Society. 2005. Vol. 8, № 2. P. 133–134.
См., например: Kim H. (2003). An evaluation of the media and Internet campaigns. Paper presented to the 2002 Election Conference of the Korean Political Science Association, Seoul, Korea ; Lee H.-W. The Internet and electoral participation through social capital : In a case of U.S. presidential election in 2000 // Korean Political Science Review. 2002. № 13. С. 309–331 ; Stamm K. R., Emig A. G., & Hesse M. B. The contribution of local media to community involvement // Journalism & Mass Communication Quarterly. 1997. Vol. 74, № 1. P. 97–107 ; Wolfi nger R. E., & Rosenstone S. J. Who votes? New Haven, CT : Yale University Press, 1980.
Источник данных : ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. URL: http://fom. ru/Politika/12680 (дата обращения: 07.07.2017).
Там же.
Источник данных : ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше.
Там же.
См., например: Liu Y., Shen F., Eveland W. R, Jr., Dylko I. B. The Impact of News Use and News Content Characteristics on Political Knowledge and Participation // Mass Communication and Society. 2013. Vol. 16, № 5. P. 1–25 ; Moy P., & Gastil J. Predicting Deliberative Conversation : The Impact of Discussion Networks, Media Use, and Political Cognitions // Political Communication. 2006. № 23. P. 443–460.
См.: Kim Sei-Hill, and Miejeong Han. Op. cit. P. 133.
См.: Bennett S. Е., Rhine S. L., Flickinger R. S. Reading’s Impact on Democratic Citizenship in America // Political Behavior. 2000. № 22. P. 185.
Источник данных : «ТелеФОМ» – телефонный опрос граждан РФ 18 лет и старше по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12214 (дата обращения: 08.07.2017).
Источник данных : ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше.
См.: Kim D., & Johnson T. J. Political blog readers : Predictors of motivations for accessing political blogs // Telematics and Informatics. 2012. № 29. P. 99–109 ; Ponder J. D., Haridakis P. Selectively Social Politics : The Differing Roles of Media Use on Political Discussion // Mass Communication and Society. 2015. Vol. 18, № 3. P. 281–302 ; Saletan W. Bubble think : How to escape a partisan echo chamber. 2010, March 3. URL: http://www.slate.com/id/2252685 (дата обращения: 08.07.2017).