Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Понукалина О. В. Детско-родительские конфликты в контексте цифровизации повседневности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 18-22. DOI: 10.18500/1818-9601-2020-20-1-18-22

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.334

Детско-родительские конфликты в контексте цифровизации повседневности

Авторы: 
Понукалина Оксана Викторовна, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Саратов
Аннотация: 

Статья посвящена исследованию обстоятельств, на фоне которых происходит возникновение детско-родительских конфликтов. При этом учитывается контекст цифровизации повседневности. Артикулируется, что под влиянием цифровых технологий происходит реконструирование отношений детей и родителей. В современной ситуации мы выделяем несколько противоречивых тенденций развития детско-родительских отношений. Среди них активное привлечение технических устройств – гаджетов, девайсов – для выполнения ряда родительских задач. В свою очередь, современные дети и подростки – «цифровые аборигены» – ощущают себя на равных или выше своих родителей в вопросах овладения возможностями Интернета. Конфликты усиливаются из-за непостоянства и размытости правил, амбивалентности в реакциях на нарушение, или «двойных стандартов», когда один родитель поощряет, а другой запрещает использование гаджета. Выявляется тенденция к усилению прав детей и не всегда адекватное реагирование на это родителей. При этом сохраняются предпочтения традиционных методов воспитания, таких как упреки и назидания. На фоне детоцентризма наблюдается тенденция наделения ребенка все более значимым местом в структуре семьи, отношение к нему как к «проекту». Стремление родителей максимально загружать ребенка, инвестировать в его развитие подкрепляется идеями «родительского перфекционизма». Это часто способствует формированию завышенных ожиданий, чрезмерной фиксации внимания на социальных оценках поведения и достижений ребенка. Выявлена склонность родителей обозначать в качестве причины недопонимания с детьми их увлеченность гаджетами. Не отсутствие взаимного доверия и понимания в отношениях, а именно компьютеры и гаджеты как причина конфликтов наиболее часто указывались родителями.

Список источников: 

1 Майорова-Щеглова С. Н. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений // Вестн. НГГУ. Сер. Социальные науки. 2018. No 4 (52). С. 55–61.
2 Постман Н. Исчезновение детства / пер. А. Ярин // Отечественные записки, 2004. No 3 (18). URL: http://magazines.russ.ru/oz/2004/3/2004_3_2.html (дата обращения: 08.06.2019).
3 Hengst H., Zeiher H. (eds.). Die Arbeit der Kinder // Kindheitskonzept und Arbeitsteilungzwischen den Generationen. Muenchen : Verlag nicht ermittelbar, 2000.
4 Латур Б. Об интеробъективности // Социологиявещей : сб. ст. / под ред. В. Вахштайна. М. : ИД «Территория будущего», 2006. С. 169–199.
5 Мид М.Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Мид М. Культура и мир детства. Избр. произведения / пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева ; сост., авт. послесл., отв. ред. И. С. Кон. М. : Наука, 1988.
6 Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9, No 5. P. 1–6. DOI: https://doi.org/10.1108/10748120110424816 ;
7 Prensky M. The motivation of gameplay: The real twenty-first century learning revolution // On the Horizon. 2002. Vol. 10, No 1. P. 5–11. DOI: https://doi.org/10.1108/1074812021043134910
8 Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1991.
9 Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в интернете : классификация и сопоставительный анализ // Вопр. психологии 2013. No 2. С. 3–14.
10 Мобильные телефоны в школах : запретить или оставить. No 4007. 15 июля 2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9803 (дата обращения: 14.09.2019).
11 ФОМ. Опрос населения : Воспитание детей. 13.05.2004. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/humdrum/home_family/family/d041823 (дата обращения: 10.05.2019).
12 Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Моск. психотерапевт. журнал. 2005. No 1. С. 137–146.
13 Ремень больше не работает, или о современных методах воспитания молодежи. No 3386. 1 июня 2017. // URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1440 (дата обращения: 19.09.2019).
14 Митрофанова С.Ю. Парадоксы детства // Детство XXI века : социогуманитарный тезаурус : тематический словарь-справочник / отв. ред. С. Н. Майорова-Щеглова. М. : Изд-во РОС, 2018. С. 176–181.
15 Родители тратят до трети зарплаты на кружки и секции // Рос. газ. 02.04.2018. URL: https://rg.ru/2018/03/26/issledovanie-roditeli-tratiat-do-tretizarplaty-... (дата обращения: 16.08.2019).