Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Юрасов И. А., Танина М. А. Феномен маргинальной религиозной идентичности: дискурс, структура // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 279-283. DOI: 10.18500/1818-9601-2019-19-3-279-283

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
21.291

Феномен маргинальной религиозной идентичности: дискурс, структура

Авторы: 
Юрасов Игорь Алексеевич, Пензенский государственный университет
Танина Мария Алексеевна, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Аннотация: 

В статье делается попытка социологической и социосемиотической концептуализации феномена маргинальной религиозной идентичности. На основании более ранних авторских исследований делается вывод о существовании трех типов религиозной идентичности: нормативно-конфессиональной, фольклоризированной и маргинальной, о двух векторах православной идентичности – «городской» и «сельской». Городской вектор религиозной идентичности отличается большим рационализмом, различной иерархией ценностей и различным дискурсивным сопровождением. В трех типах религиозной идентичности в различной степени представлены пять дискурсов: философско-богословский, мифологический, художественный, политический, идеологический. Структура религиозной идентичности – нормативно-конфессиональной, фольклоризированной и маргинальной – формируется социосемиотическими, дискурсивными элементами: различной иерархией базовых топосов, иерархией неинституционализированных дискурсов, соотношением дискурсивных жанров, различными типами редукции религиозных смыслов, различными типами интертекстуальности и различной иерархией коммуникативных стратегий. Социологически маргинальная религиозная идентичность формируется на основе фольклоризированной православной идентичности сельского вектора православного вероисповедания, характеризуемого гипертрофированием социосемиотических смыслов крестьянской культуры. Социосемиологически маргинальная религиозная идентичность формируется социальной метонимией, которая гиперболизирует малые смыслы, выражающие традиции, обряды, бытовую культуру, аккумулируемые в мифологическом, идеологическом, политическом и художественном дискурсах, и одновременно редуцирует базовые, основополагающие философские и богословские смыслы. Дополнительно маргинальную религиозную идентичность формирует номадическое православие, характеризуемое большим числом паломнических практик, вне которых не проявляются какие-либо значимые маркеры религиозной идентичности (регулярное посещение богослужений, молитвенная практика, пост, чтение священных текстов и др.). Структурно маргинальный религиозный дискурс состоит из консервативного и либерального крыльев.

Список источников: 

1 Юрасов И. А., Юрасова О. Н., Павлова О. А. Проблема православной религиозной идентичности : дискурс, менталитет // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 5. С. 72–88.
2 Юрасов И. А., Павлова О. А. Дискурсивное исследование православной религиозной идентичности. Пенза, 2018.
3 Отрок Вячеслав Чебаркульский – Пророчества о последних временах. Второе пришествие Христа. URL: https://dmitri-obi.livejournal.com/533862.html (дата обращения: 04.02.2019).
4 Славик (Чебаркульский). Пророчество. URL: https://www.liveinternet.ru/users/2697395/post112474820 (дата обращения: 04.02.2019).
5 Православие.ru : [портал]. URL: http://www.pravoslavie.ru (дата обращения: 04.02.2019).
6 Православие и мир : ежедневное интернет-издание. URL: https://www.pravmir.ru (дата обращения: 04.02.2019).
7 Гуревич П. С. Религиоведение. М., 2016.
8 Хегглунд Б. История теологии. М., 2001.
9 Юрасов И. А., Павлова О. А. Социальная метонимия и религиозная идентичность // Язык. Религия. Социум : Актуальные вопросы : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 22–23 мая 2018 г.). Пенза, 2018. С. 49–52.
10 Кормина Ж. В. Номадическое православие : о новых формах религиозной жизни в современной России // Ab Imperio. 2012. № 2. С. 195–227.
11 Хабермас Ю. Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном миробществе // Полис. 2010. № 2. С. 7–21.
12 Аринин Е. И., Нефедова И. Д. Психология религии : в 2 ч. : учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение». Ч. 1. Владимир, 2005.
13 Аринин Е. И., Тюрин Ю. Я. Религиозная антропология : в 2 ч. : учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение». Ч. 1. Владимир, 2005.
14 Оганов А. А. Феномен маргинальности в культуре // Маргинальное искусство / сост. А. С. Мигунов. М., 1999. С. 64–65.
15 Аринин Е. И., Маркова Н. М. Философия религиозности : академическое введение в основные концепции и термины. Владимир, 2010.