Для цитирования:
Колесников К. Ю. Государство и общественные организации как субъекты патриотического воспитания граждан в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 99-102. DOI: 10.18500/1818-9601-2014-14-2-99-102
Государство и общественные организации как субъекты патриотического воспитания граждан в современной России
Проблема патриотического воспитания в
современной России является одной из самых
злободневных и политически значимых. Обу-
словлено это тем, что стабильное политическое
и социально-экономическое развитие страны
невозможно без чувства идентификационной
общности граждан на основе гордости за свою
страну, ее историческое прошлое и настоящее,
на основе надежды на ее достойное будущее.
Несмотря на глубокий кризис, который пере-
жила Россия в 1990-е гг. в отношении патриоти-
ческого воспитания, ситуация в 2000-е гг. стала
постепенно выправляться. Уже в марте 1998 г.
была утверждена концепция «Военно-патри-
отическое воспитание молодежи», а в 2000 г.
принята первая государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан РФ на
2001–2005 годы», которая получила свое подкре-
пление в дальнейших очередных программах1.
Масштабные социологические исследова-
ния, проведенные Институтом социологии РАН
с межрегиональными институтами обществен-
ных наук в 2006–2007 гг. в различных регионах
России, показали существенное повышение зна-
чимости ценности патриотизма в политической
культуре российских граждан. Представления
о том, что «важно быть российским патриотом,
любить Россию», по данным исследования, раз-
деляли свыше 90% опрошенных в Воронежской,
Калининградской, Саратовской, Свердловской
областях и более 80% в Приморье и Томской
области (во всех регионах свыше 60% считали,
что это очень важно)2. Обусловлена данная по-
ложительная динамика не только позитивным
поворотом государственной политики в деле
патриотического воспитания, но и изменением
отношения многих общественных институтов к
данному вопросу. Речь идет не только о полити-
ческих партиях, многие из которых никогда не
упускали из виду ценность патриотизма, делая ее
разменной монетой в своей предвыборной борь-
бе за избирателей, но и о различных обществен-
ных организациях. На наш взгляд, очень важно,
чтобы государство и институты гражданского
общества сумели найти общий язык в решении
важнейшей задачи патриотического воспитания,
прежде всего молодежи.
Обусловлено это тем, что существующие
политические организации молодежи (действу-
ющие чаще всего как структуры при политиче-
ских партиях) не пользуются авторитетом и ши-
рокой поддержкой среди молодежи. Например,
по материалам социологического опроса Инсти-
тута социологии РАН, проведенного в 2007 г.,
молодые респонденты отметили такие органи-
зации, как «Единая Россия», «Молодая гвардия»
(по 11,9%); движение «Наши» (6,3%); «Соколы
Жириновского» (12,8%); «СПС» (2,5%); наци-
онально-патриотические организации (1,9%);
Молодежный союз «Победа» (1,7%); «Яблоко»
(1,2%); «Идущие без Путина» (0,9%); Союз ком-
мунистической молодежи (молодежная органи-
зация КПРФ) (0,8%); Европейский союз моло-
дежи «Атака» (0,2%)3. Около трети опрошенных
ответили, что не знают никаких молодежных
организаций и движений. На наш взгляд, одна
из причин невозможности формирования и
функционирования какой-либо крупной моло-
дежной общественной организации (идентичной
ВЛКСМ) заключается не только в том, что имеет
место плюрализм идеологий и конкуренция по-
литических партий, но и в том, что существу-
ющие пропартийные молодежные организации
ориентированы, прежде всего, на выполнение
электоральных задач своих партийных товари-
щей, а не на реализацию существующих потреб-
ностей молодежи.
Поэтому не случайно в программе «Патри-
отическое воспитание граждан Российской Фе-
дерации на 2011–2015 годы» прямо подчеркива-
ется, что «проведение единой государственной
политики в области патриотического воспитания
граждан Российской Федерации обеспечивает
достижение целей патриотического воспитания
путем плановой, непрерывной и согласованной
деятельности органов государственной власти,
органов местного самоуправления и обществен-
ных организаций»4.
Рассмотрим, каким образом и по каким на-
правлениям осуществляется данное сотрудни-
чество. В рамках организационно-методических
мер совершенствования системы патриотическо-
го воспитания граждан были запланированы под-
готовка и внесение в Государственную думу ряда
законопроектов. Важнейшее место среди них
планировалось отвести законопроекту 2012 г.
«О патриотическом воспитании граждан Рос-
сийской Федерации». Среди его исполнителей
в программе были обозначены Минспорттуризм
России, Минобороны России, Минкультуры
России, Российский государственный военный
историко-культурный центр при Правительстве
Российской Федерации (Росвоенцентр), МВД
России, Минюст России, Минфин России, ФСБ
России, Государственная корпорация по атомной
энергии «Росатом», Российская академия наук,
Российская академия образования5. Несмотря на
то что обсуждение законопроекта несколько за-
тянулось и он был внесен на рассмотрение лишь
осенью 2013 г., через два с лишним десятилетия
после разрушения СССР была осуществлена по-
пытка создать законодательную базу патриоти-
ческого воспитания российских граждан.
В качестве субъектов патриотического вос-
питания в данном законопроекте выступают:
«– федеральные органы государственной
власти;
– органы государственной власти субъектов
Российской Федерации;
– органы местного самоуправления;
– трудовые и воинские коллективы;
– учебные заведения всех уровней;
– учреждения культуры;
– общественные объединения и некоммер-
ческие организации; религиозные конфессии;
– средства массовой информации; семья;
– граждане Российской Федерации»6.
Фактически законопроект предлагает в той
или иной степени восстановить советскую си-
стему политической социализации, в которой
государственные и общественные институты
объединяют усилия по патриотическому воспи-
танию, используя свои специфические ресурсы,
возможности и средства воздействия на опреде-
ленные группы населения и граждан страны в
целом.
В обобщенном докладе «О выполнении
государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на
2011–2015 годы» от 3 апреля 2013 г. было отме-
чено успешное выполнение программных меро-
приятий не только соответствующими министер-
ствами России и отдельными субъектами РФ, но
и такими общественными организациями, как
ДОСААФ России, Всероссийская общественная
организация ветеранов (пенсионеров) войны,
труда, Вооруженных Сил и правоохранительных
органов, Общероссийская общественная органи-
зация инвалидов войны в Афганистане и воен-
ной травмы – «Инвалиды войны»7.
В рамках данной программы в Саратовской
области была принята областная целевая про-
грамма «Молодежь Саратовской области» на
2009–2011 гг. и соответствующая подпрограмма
«Патриотическое воспитание детей и молоде-
жи». В качестве продолжения в 2012 г. была при-
нята соответствующая долгосрочная областная
программа. Ответственными за ее реализацию
обозначены министерство образования и мини-
стерство информации и печати области, комитет
по молодежной политике, охране культурного
наследия и туризму области, министерство мо-
лодежной политики, спорта и туризма области,
комитет по охране культурного наследия обла-
сти, министерство социального развития и ми-
нистерство по делам территориальных образо-
ваний области, комитет общественных связей и
национальной политики области, государствен-
ное бюджетное учреждение Саратовской об-
ласти «Областной центр патриотического вос-
питания» (по согласованию), Государственное
бюджетное образовательное учреждение Сара-
товской области дополнительного образования
детей «Областной центр дополнительного обра-
зования для детей “Поиск”» (по согласованию),
военный комиссариат области (по согласова-
нию), Саратовская областная организация Все-
российской общественной организации ветера-
нов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных
Сил и правоохранительных органов (по согласо-
ванию), региональное отделение ДОСААФ Рос-
сии по Саратовской области (по согласованию),
Государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионально-
го образования (повышения квалификации) спе-
циалистов «Саратовский институт повышения
квалификации и переподготовки работников об-
разования» (по согласованию), Государственноеучреждение «Областной центр патриотического
воспитания» (по согласованию)8.
В рамках данной программы было реализо-
вано много инициатив по патриотическому вос-
питанию различными государственными учреж-
дениями и общественными организациями.
В декабре 2012 г. был проведен областной
конкурс художественного творчества «Душа Рос-
сии», в котором приняли участие более 1300 уча-
щихся в составе самодеятельных коллективов
различных образовательных учреждений средне-
го и начального профессионального образования
области9. Кроме того, это мероприятие позволило
привлечь внимание и приобщить к истории Рос-
сии и ее героическому прошлому не только участ-
ников конкурса, но и большую часть обучающих-
ся в данных учебных заведениях.
В феврале 2013 г. Областным центром
патриотического воспитания был проведен
конкурс творческих работ среди школьников
Саратовской области, нацеленный на их при-
общение к самостоятельной исследовательской
и творческой работе, связанной с героически-
ми страницами Великой Отечественной войны
1941–1945 гг., на противодействие попыткам
фальсификации истории нашей страны10. Важ-
нейшей целью данного конкурса стала не толь-
ко активизация интереса школьников к изуче-
нию вклада саратовцев в героическую защиту
Сталинграда, но и интереса к истории России
в целом. Этим же задачам было посвящено
еще одно мероприятие – интернет-олимпиада,
в ходе которой школьники должны были напи-
сать исследовательскую творческую работу по
истории участия своего района, города, поселка
в Сталинградской битве11.
8 мая 2014 г. (по инициативе Общественного
совета при Министерстве образования Саратов-
ской области и комитета по образованию Адми-
нистрации МО «Город Саратов») в актовом зале
гимназии № 1 прошла патриотическая акция «Из-
вестные люди Саратова – детям». В гости к уча-
щимся 4–7-х классов разных школ Саратова приш-
ли ветераны и участники Великой Отечественной
войны, а также ветераны труда, Вооруженных сил
и органов внутренних дел Российской Федера-
ции. Прошла акция в рамках творческого вечера
поэта-песенника, ветерана Вооруженных сил РФ
Алексея Иванникова, прочитавшего собравшимся
свои патриотические стихи. Кроме того, ветера-
нам был дан праздничный концерт, подготовлен-
ный силами солистов и творческих коллективов
дошкольных и общеобразовательных учреждений
города12. Такие встречи, которые характеризуют-
ся творческим подходом, неформальным отноше-
нием к мероприятию всех участников, позволяют
сделать их результативными, прежде всего, в силу
отсутствия назидательности и менторства со сто-
роны старшего поколения
16 апреля 2014 г. в конференц-зале саратов-
ской школы № 95 состоялся молодежный «кру-
глый стол» на тему: «Памятники и памятные
даты в истории России». Мероприятие проводи-
лось при организационном участии молодежной
комиссии Общественного совета при региональ-
ном министерстве образования и комитета по
образованию городской администрации13. При-
мечательно, что в этом мероприятии приняли
участие не только школьники, но и студенты
саратовских вузов, представители родительских
комитетов и журналисты. Тем самым на одной
площадке удалось реализовать несколько уров-
ней патриотической воспитательной работы,
увязать воедино проблематику героического
прошлого российской истории и современности
и вывести ее на уровень практического участия
школьников в решении обсуждаемых проблем.
Например, было обосновано предложение о не-
обходимости закрепления за учебными учрежде-
ниями местных исторических памятников с це-
лью их сохранения и благоустройства. Участие
журналистов позволило придать мероприятию
широкий общественный резонанс среди всего
населения области.
Подобных мероприятий (уроки мужества
«Нити памяти», сетевая олимпиада школьников
«Москва за нами!», акция «Солдатский пла-
ток»), посвященных Великой Отечественной
войне, было достаточно много. Однако особый
интерес представляет инициатива проведения
торжественной церемонии награждения кава-
леров общественного почетного знака детско-
го признания «Орден Ладошки». В номинации
«Подвиг» «Орден Ладошки» был передан на
вечное хранение вдове подполковника Вячес-
лава Горбунова, пожертвовавшего жизнью ради
детей. В номинации «Педагогика и образова-
ние» была награждена Элина Полякова – вете-
ран Великой Отечественной войны, посвятив-
шая всю свою жизнь военно-патриотическому
воспитанию подрастающего поколения. В но-
минации «Культура» «Орден Ладошки» полу-
чила известная российская певица Эдита Пьеха,
от имени которой было зачитано теплое привет-
ственное письмо участникам конкурса и его ор-
ганизаторам14.
Подводя итог анализу некоторых направле-
ний совместной деятельности государственных
учреждений и общественности по патриотиче-
скому воспитанию подрастающего поколения,
можно сформулировать некоторые выводы.
Особая социальная значимость и актуаль-
ность задач патриотического воспитания моло-
дежи и всего российского населения объективно
ломают традиционные представления о сфере
гражданского общества как независимой от го-
сударства (а нередко и противостоящей ему в
стремлении защитить интересы граждан от из-
лишнего государственного вмешательства).
Последовательное и результативное патриоти-
ческое воспитание не только предполагает воз-
можность сотрудничества государства и государ-ственных структур с институтами гражданского
общества, но и обусловливает необходимость и
обязательность объединения усилий в решении
этой важнейшей общественной задачи.
Опыт некоторых общественных органи-
заций, специально созданных в свое время для
решения задач военно-патриотического воспи-
тания (например ДОСААФ), показал, что в ус-
ловиях рыночных отношений в постсоветский
период без прямой поддержки государства они
не могут выполнять изначально возложенных на
них функций.
Наиболее активную роль в политической
социализации и, соответственно, в патриоти-
ческом воспитании подрастающего поколения
продолжает играть школа. Обусловлено это це-
лым рядом факторов организационного и соци-
ально-психологического свойства, связанных с
возрастными особенностями школьников. Как
представляется, для того, чтобы работа школы
и общественных организаций в этом направле-
нии была наиболее эффективна, целесообразно
обратиться к положительному опыту функци-
онирования Всесоюзной пионерской организа-
ции и инициировать процедуру объединения су-
ществующих скаутских организаций в единую
деиделогизированную ассоциацию. Функцио-
нальным ядром ее могли бы стать как раз зада-
чи патриотического воспитания, реализовывать
которые каждая школа могла бы самостоятельно.
1 См.: Государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на
2011–2015 годы» утверждена : утв. Постановлением
Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795. URL:
http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата об-
ращения: 18.05.2014).
2 См.: Дробижева Л. М. Гражданская интеграция в поли-
этническом российском обществе // Современное рос-
сийское студенчество : историческая память о Великой
Отечественной войне и формирование патриотизма и
гражданственности / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского.
Екатеринбург, 2011. С. 145.
3 См.: Молодежь новой России : образ жизни и ценност-
ные приоритеты : аналит. докл. М., 2007. С. 87.
4 Государственная программа «Патриотическое воспи-
тание граждан Российской Федерации на 2011–2015
годы»…
5 См.: Гражданско-патриотическое воспитание детей,
подростков и молодежи. Нормативные документы
Правительства Российской Федерации, Правительства
города Москвы. Материалы публикаций из опыта рабо-
ты учреждений сферы образования. М., 2010. С. 7–8.
6 О патриотическом воспитании граждан Российской
Федерации : федер. закон. Проект. URL: http://fpvestnik.
ru/zakonodatelstvo/fz-o-patrioticheskom-vospitaniigrazhdan-
rossijjskojj-federacii-proekt/ (дата обращения:
09.05.2014).
7 См.: О выполнении государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011–2015 годы» в 2012 году : обоб-
щенный доклад Росвоенцентра от 3 апреля 2013 г.
№ 114-15454. URL: files_docs_doklad_Rosvoencentra_o_
vypolnenii_v_2012g._programmy_patrioticheskogo_
vospitaniia (дата обращения: 17.03.2014).
8 См.: Долгосрочная областная целевая программа
«Патриотическое воспитание молодежи Саратовской
области» на 2012–2015 годы. URL: http://minobr.saratov.
gov.ru/projects/docp/programms.php (дата обращения:
18.05.2014).
9 См.: Прошел областной конкурс художественного
творчества «Душа России». URL: http://minobr.saratov.
gov.ru/news/1167/?sphrase_id=38001 (дата обращения:
02.05.2014).
10 См.: Проходит конкурс творческих работ «Саратов-
цы – участники Сталинградской битвы». URL: http://
minobr.saratov.gov.ru/news/3690/?sphrase_id=38001 (дата
обращения: 02.05.2014).
11 См.: Пройдет интернет-олимпиада «Сталинградская
битва, особая история войны». URL: http://minobr.
saratov.gov.ru/news/3692/?sphrase_id=38023 (дата об-
ращения: 02.05.2014).
12 См.: Прошла патриотическая акция «Известные люди
Саратова – детям». URL: http://minobr.saratov.gov.
ru/news/5990/?sphrase_id=38001 (дата обращения:
18.05.2014).
13 См.: Состоялось заседание молодежного «круглого стола»
на тему: «Памятники и памятные даты в истории России».
URL: http://minobr.saratov.gov.ru/news/5910/?sphrase_
id=38023 (дата обращения 03.05.2014).
14 См.: В Энгельсе прошла II церемония награждения
«Орденом Ладошки». URL: http://minobr.saratov.gov.
ru/news/5420/?sphrase_id=38023 (дата обращения:
18.05.2014).