Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Багирова К. Э. Концепция очевидного времени в современной социолингвистике: преимущества и недостатки методологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 57-60. DOI: 10.18500/1818-9601-2023-23-1-57-60, EDN: RXAALQ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.42+81’272
EDN: 
RXAALQ

Концепция очевидного времени в современной социолингвистике: преимущества и недостатки методологии

Авторы: 
Багирова К. Э., Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

В статье проводится анализ концепции очевидного времени, применяемой современной социолингвистикой для выявления социальных особенностей использования языка различными социально-демографическими группами. Существует ряд проблем, решение которых возможно с помощью применения этого эмпирического метода. Первая проблема заключается в «ограничениях»: какие языковые изменения возможны, а какие нет. Исторические данные могут показать только те изменения, которые уже произошли, но не те, которые возможны/невозможны. Вторая проблема – «встраивание»: как изменения языка доходят до всех (или почти до всех) членов сообщества . Третья проблема – «оценка»: как члены сообщества реагируют на языковые изменения и какое влияние их оценки оказывают на ход или характер изменений. Четвертая – «переходная» проблема: как язык меняется из одного состояния в момент A в другое состояние в момент B. Наконец, пятой проблемой является «приведение в действие»: почему происходит изменение конкретного языка, когда и где оно происходит. Основатели метода Вайнрайх, Лабов и Херцог утверждали, что эти важные проблемы могут быть решены только путем наблюдения за изменением языка по мере его возникновения и с разных социальных точек зрения, включающих широкий спектр возрастов, социальных статусов и мест проживания. Рассмотрены трудности применения данной концепции: существует мало сопоставимых данных в реальном времени о более ранних периодах; методы ранних работ и социальнодемографические характеристики не соответствуют современным исследовательским запросам. Предлагаются способы преодоления этихзатруднений: исследования должныносить лонгитюдный характер сунификацией методологии добывания эмпирических данных.

Список источников: 
  1. Johnstone B. Qualitative Methods in Sociolinguistics. New York ; Oxford : Oxford University Press, 2000. 164 p.
  2. Gumperz J. J. Discourse Strategies. Cambridge : Cambridge University Press, 1982. 225 р.
  3. Hymes D. On communicative competence // Sociolinguistics. Selected Readings / ed. by J. B. Pride, J. Holmes. Harmondsworth : Penguin, 1972. P. 269–293.
  4. Weinreich U., Labov W., Herzog M. Empirical Foundations for a Theory of Language Change // Lehmann W., Malkiel Y. Directions for Historical Linguistics. Austin : University of Texas Press, 1968. P. 95–188.
  5. Chambers J. K., Trudgill P. Dialectology. 2nd ed. Cambridge : Cambridge University Press, 1998. 200 р.
Поступила в редакцию: 
11.11.2022
Принята к публикации: 
01.12.2022
Опубликована: 
01.03.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 0)