Для цитирования:
Антонова О. Г. Манипуляция как феномен информационного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 289-293. DOI: 10.18500/1818-9601-2023-23-3-289-293, EDN: RSEAKR
Манипуляция как феномен информационного общества
В статье затрагивается наиболее актуальная на сегодняшний день проблема манипуляции информацией с целью воздействия на общество. Манипуляция в большинстве источников интерпретируется как использование определенных приемов и технологий, под воздействием которых происходит изменение поведения людей в нужном для манипулятора направлении. Отмечается, что наиболее благоприятные условия для реализации технологий манипулирования складываются в информационном обществе, в котором особую роль играют информация, знания и информационные технологии. Проведенный анализ существующих теорий позволяет рассматривать информационное общество как особый тип общества на постиндустриальной стадии развития, в основе производства которого лежит информация. Используются различные алгоритмы подачи информации, о тэлементарного распространения сведений, которые невозможно проверить, до целенаправленного ее комбинирования, с учетом особенностей восприятия различными аудиториями, в том числе специфики каналов коммуникации, которые она предпочитает. На разных этапах развития общества манипуляция имеет свои особенности. В современном информационном обществе самую большую опасность представляют средства массовой информации. СМИ сегодня являются реальной силой в обществе, которая с помощью информационных сообщений формирует определенные социальные установки и влияет на изменение убеждений человека. Процесс манипуляции включает навязывание определенного социального стереотипа, благодаря которому индивид воспроизводит нужные модели поведения, меняется его восприятие и мышление. Результаты ряда социологических исследований раскрывают особенности технологий воздействия, среди которых авторы отмечают особую роль средств массовой информации в навязывании стереотипов через создание социально значимых образов, также выступающих инструментами пропаганды и агитации.
- Семёнов А. В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. М. : Юнвес, 2003. 704 с. (Большие словари).
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Типография Лазаревского ин-та восточных языков (А. Мамонтов), 1863–1866.
- Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова : в 4 т. М. : Советская энциклопедия ; ОГИЗ, 1935–1940.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : Азбуковник, 2000. 940 с.
- АндрееваЛ. Игра босса: манипуляция подчиненными. Как защититься. URL: https://vс.ru/hr/100004-igra-bоssa-manipulyaсiya-pоdсhinennymi-kakzashсhititsya (дата обращения: 02.02.2023).
- Манипуляция // Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь : в 2 т. / пер. с англ. Н. Н. Марчук. М. : Вече ; АСТ, 1999. Т. 1 (А–О). 544 с.
- Тоффлер Э. Третья волна. М. : ACT, 1999. 784 с. (Классическая философская мысль).
- Баталов Э. Я. О книге Тоффлера Э. // США – экономика, политика, идеология. 1982. № 7. С. 84–99.
- Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М. ; Жуковский : КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).
- 10. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М. : Наука, 1974. 368 с.
- Козлов В. В., Гордеев М. Н., Власов Н. А. Основные приемы манипуляции массовым сознанием // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2016. № 4 (38). С. 98–105. EDN: XHNMNL
- Казаков А. А. Методы манипулирования общественным сознанием в контексте медийной грамотности: политическое измерение // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2016. Т. 12, № 3. С. 26–34. EDN: YNDHRF
- Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет // Левада-Центр : [сайт]. URL: https://www.levada.ru/2019/08/01/сhetvert-rоssiyanpоteryali-dоverie-k-televideniyu-za-desyat-let/ (дата обращения: 22.02.2022).
- Итоги 2020-го: события, люди, оценки, ожидания от 2021-го // ВЦИОМ : [сайт]. URL: https://wсiоm.ru/analytiсal-reviews/analitiсheskii-оbzоr/itоgi-2020-gо-sоbytija-ljudi-осenki-оzhidanija-оt-2021-gо (дата обращения: 22.02.2022).