Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Cоциология. Политология

ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


Для цитирования:

Антонова О. Г. Манипуляция как феномен информационного общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 289-293. DOI: 10.18500/1818-9601-2023-23-3-289-293, EDN: RSEAKR

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 31)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.774
EDN: 
RSEAKR

Манипуляция как феномен информационного общества

Авторы: 
Антонова Ольга Геннадьевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье затрагивается наиболее актуальная на сегодняшний день проблема манипуляции информацией с целью воздействия на общество. Манипуляция в большинстве источников интерпретируется как использование определенных приемов и технологий, под воздействием которых происходит изменение поведения людей в нужном для манипулятора направлении. Отмечается, что наиболее благоприятные условия для реализации технологий манипулирования складываются в информационном обществе, в котором особую роль играют информация, знания и информационные технологии. Проведенный анализ существующих теорий позволяет рассматривать информационное общество как особый тип общества на постиндустриальной стадии развития, в основе производства которого лежит информация. Используются различные алгоритмы подачи информации, о тэлементарного распространения сведений, которые невозможно проверить, до целенаправленного ее комбинирования, с учетом особенностей восприятия различными аудиториями, в том числе специфики каналов коммуникации, которые она предпочитает. На разных этапах развития общества манипуляция имеет свои особенности. В современном информационном обществе самую большую опасность представляют средства массовой информации. СМИ сегодня являются реальной силой в обществе, которая с помощью информационных сообщений формирует определенные социальные установки и влияет на изменение убеждений человека. Процесс манипуляции включает навязывание определенного социального стереотипа, благодаря которому индивид воспроизводит нужные модели поведения, меняется его восприятие и мышление. Результаты ряда социологических исследований раскрывают особенности технологий воздействия, среди которых авторы отмечают особую роль средств массовой информации в навязывании стереотипов через создание социально значимых образов, также выступающих инструментами пропаганды и агитации.

Список источников: 
  1. Семёнов А. В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. М. : Юнвес, 2003. 704 с. (Большие словари).
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Типография Лазаревского ин-та восточных языков (А. Мамонтов), 1863–1866.
  3. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова : в 4 т. М. : Советская энциклопедия ; ОГИЗ, 1935–1940.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : Азбуковник, 2000. 940 с.
  5. АндрееваЛ. Игра босса: манипуляция подчиненными. Как защититься. URL: https://vс.ru/hr/100004-igra-bоssa-manipulyaсiya-pоdсhinennymi-kakzashсhititsya (дата обращения: 02.02.2023).
  6. Манипуляция // Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь : в 2 т. / пер. с англ. Н. Н. Марчук. М. : Вече ; АСТ, 1999. Т. 1 (А–О). 544 с.
  7. Тоффлер Э. Третья волна. М. : ACT, 1999. 784 с. (Классическая философская мысль).
  8. Баталов Э. Я. О книге Тоффлера Э. // США – экономика, политика, идеология. 1982. № 7. С. 84–99.
  9. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М. ; Жуковский : КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).
  10. 10. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М. : Наука, 1974. 368 с.
  11. Козлов В. В., Гордеев М. Н., Власов Н. А. Основные приемы манипуляции массовым сознанием // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2016. № 4 (38). С. 98–105. EDN: XHNMNL
  12. Казаков А. А. Методы манипулирования общественным сознанием в контексте медийной грамотности: политическое измерение // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2016. Т. 12, № 3. С. 26–34. EDN: YNDHRF
  13. Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет // Левада-Центр : [сайт]. URL: https://www.levada.ru/2019/08/01/сhetvert-rоssiyanpоteryali-dоverie-k-televideniyu-za-desyat-let/ (дата обращения: 22.02.2022).
  14. Итоги 2020-го: события, люди, оценки, ожидания от 2021-го // ВЦИОМ : [сайт]. URL: https://wсiоm.ru/analytiсal-reviews/analitiсheskii-оbzоr/itоgi-2020-gо-sоbytija-ljudi-осenki-оzhidanija-оt-2021-gо (дата обращения: 22.02.2022). 
Поступила в редакцию: 
14.02.2023
Принята к публикации: 
16.05.2023
Опубликована онлайн: 
31.08.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 0)