Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1818-9601 (Print)
ISSN 2541-8998 (Online)


коммуникация

Эволюция концепта «языковая личность» в процессе конструирования социальной реальности

В статья представлены этапы трансформации концепта «языковая личность» в корреляции с изменениями социальной реальности. Обоснованы причины появления концепта «коммуникативная личность» в связи со становлением социальной реальности информационного общества. Представлен сравнительный анализ этих концептов с привлечением языковых, социокультурных и социопсихологических факторов. «Лингвистический поворот» в социогуманитарных исследованиях способствовал новому наполнению языковой личности как дискурсивного концепта. Социологические подходы М. Вебера и П.

Специфика коммуникативных практик саратовской молодежи в социальном и виртуальном пространстве

В статье представлены результаты социологического мониторинга, проведенного методом анкетирования в Саратове в 2022 г. По вероятностной квотно-территориальной выборке были опрошены 698 молодыхсаратовцев. Результаты обрабатывались в программе SPSS. Исследование показало, что коммуникация находится на пятом месте среди ценностей молодежи (после здоровья, семьи, дружбы и свободы). В представлениях молодежи наиболее эффективный канал коммуникации – реальное «живое» непосредственное общение. Ему они доверяют больше всего.

Манипуляция как феномен информационного общества

В статье затрагивается наиболее актуальная на сегодняшний день проблема манипуляции информацией с целью воздействия на общество. Манипуляция в большинстве источников интерпретируется как использование определенных приемов и технологий, под воздействием которых происходит изменение поведения людей в нужном для манипулятора направлении. Отмечается, что наиболее благоприятные условия для реализации технологий манипулирования складываются в информационном обществе, в котором особую роль играют информация, знания и информационные технологии.

Граффити провинциального города (коммуникативный подход)

В статье рассматривается граффити как средство коммуникации в современной среде провинциального города. Раскрыто несколько подходов к дефиниции граффити, приведены базовые классификации, которые стали основой для ранжирования и анализа эмпирических данных исследования.

Способы управления неформальными коммуникациями и их значение для малого и среднего бизнеса

В статье рассматриваются различные теоретические и прикладные подходы к управлению неформальными коммуникациями на предприятиях малого и среднего бизнеса. в работе сделан вывод, что необходима коррекция методологии исследования неформальных коммуникаций с учетом особенностей отечественной социально-культурной среды ведения предпринимательской деятельности.

Самоубийство в рамках современных теорий и концепций СМИ средств массовой информации

В статье представлен анализ теорий и концепций как зарубежных, так и отечественных авторов, изучающих социальные аспекты средств массовой информации. Отмечается значение различных научных направлений, в которых существуют свои собственные трактовки и представления. Все представленные теории так или иначе раскрывают социальную природу данного средства коммуникации.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В РОССИИ

В статье дается понимание медиации в русле теоретических подходов коммуникативистики, раскрывается потенциал медиативных процедур в контексте формирования правовой культуры современного российского общества, определяется роль социальной рекламы как инструмента информационно-разъяснительной деятельности государства в целях популяризации альтернативных способов разрешения споров и конфликтов. 

ВЛАСТЬ КАК ПАРТНЕР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ МОНАРХИИ И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

На базе анализа документов, отражающих работу предприни- мательских объединений в конце ХIХ в. – начале ХХ в. (на при- мере Саратовского биржевого комитета) и объединений малого и среднего предпринимательства (МСП) в современной России, раскрыты направления сотрудничества самодержавия в этот исторический период и некрупного бизнеса, отличие их взаимодействия от отношений МСП с властью в настоящее время. Результаты исследования свидетельствуют в пользу государ- ственного патернализма в управлении развитием предпринима- тельства.

Социальные медиа как инструмент публичной политики в современной России

В статье рассматриваются научные трактовки понятия «социальные медиа», раскрываются функции (коммуникативная, релятивистская) и тенденции их развития в современную информационную эпоху. Доказано, что социальные медиа дают возможность отстаивания интересов в публичном пространстве как рядовым гражданам, так и оппозиционным движениям. Российское сетевое сообщество активно осуществляет политический диалог посредством социальных медиа, формируя публичный дискурс и новые формы массовой коммуникации.

Страницы