Образец для цитирования:

Артамонов Д. С., Тихонова С. В. Меминг в политике памяти России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 450-456. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2018-18-4-450-456


УДК: 
32.019.52+930.85
Язык публикации: 
русский

Меминг в политике памяти России

В статье рассматривается вопрос о роли интернет-мемов в осуществлении политики памяти. Предлагается новая трактовка понятия «мем» и вводится понятие «меминг», фиксирующее процесс создания мемов. Исторические мемы создаются в политических целях, способствуют формированию исторической памяти и групповой идентичности, они могут отражать официальную политику памяти государства или противостоять ей. Мем рассматривается как новая форма мифоинформации, отражающая стремление современного массового интернет-пользователя к потреблению развлекательного контента. Исторический меминг является важнейшим инструментом политики памяти, осуществляемой в цифровой среде.

Литература

1. См.: Миллер А. И. Роль экспертных сообществ в политике памяти России // Полития. 2013. № 4 (71). С. 114.

2. См.: Петелин Б. В. Гельмут Коль : отвечая на вызовы истории // Журнал региональной истории. 2017. Т. 1, № 2. С. 12.

3. См.: Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. М., 2007.

4. См.: Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок ; пер. с фр. Д. Хапаевой. СПб., 1999.

5. См.: Ассман Я. Культурная память : письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. М., 2004.

6. См.: Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Часть третья. Память культуры. История и семиотика // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000 ; Его же. Память в культурологическом освещении // Там же ; Его же. Память культуры // Там же.

7. См.: The Invention of Tradition / eds. E. Hobsbawm, T. Ranger. N. Y., 1983.

8. См.: Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестн. Евразии. 2000. №. 1. 47–62.

9. Поцелуев С. П. Символическая политика : констелляция понятий для подхода к проблеме // Полис. 1999. № 5. С. 62.

10. См.: Тульчинский Г. Л. Историческая память в символической политике и информационные войны // Философские науки. 2015. № 5. С. 26.

11. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с фр. ; отв. ред. пер. Н. А. Шматко. М. ; СПб., 2007. С. 95.

12. См.: Малинова О. Ю. Символическая политика : контуры проблемного поля // Символическая политика : сб. науч. тр. Вып. 1 : Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. М., 2012. С. 5–16.

13. См.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / пер. с англ. В. Николаева ; вступ. ст. С. Баньковской. М., 2001.

14. См.: Докинз Р. Эгоистичный ген / пер. с англ. Н. О. Фомина. М., 1993.

15. См.: Савицкая Т. Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры. URL: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2013/... (дата обращения: 25.09.2018) ; Дабежа В. В. Изучение феномена вирусной информации : к истории вопроса // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, 19 мая 2017 г.) / сост. О. Ф. Автохутдинова ; Урал. фед. ун-т. Екатеринбург, 2017. С. 110–144.

16. См.: Шомова С. А. Политический интернет-мем : сущность, специфика, разновидности // Бизнес. Общество. Власть. 2015. № 22. С. 31.

17. См.: История страны : ставим «отлично», в уме держим «неуд» // ВЦИОМ : [сайт]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3581 (дата обращения: 18.09.2018).

18. См.: Сидоров А. И. Исторические мифы и возможности современных медиа // История : электрон. науч.-образоват. журн. Т. 9, вып. 6 (70). URL: https://history.jes.su/issue.2018.2.6.6-70 (дата обращения: 18.09.2018) ; Айзенштат М. П., Бобкова М. С., Мереминский С. Г., Сидоров А. И. История и миф : кто кого? // Локус : люди, общество, культуры, смыслы. 2017 № 4. С. 133–137.

19. См.: Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / пер. с англ. Д. Борисова. М., 2003.

20. См.: Memejacking : использование мемов для достижения маркетинговых задач // Cossa : [сайт]. URL: https://www.cossa.ru/152/20238/ (дата обращения: 18.09.2018) ; Memejacking : что это и с чем его едят? // FreshIT : [сайт]. URL: https://freshit.net/memejacking/ (дата обращения: 18.09.2018) ; Мемы в рекламе и брендинге // Sostav.ru : [сайт]. URL: http://www.sostav.ru/news/2012/12/29/memy/ (дата обращения: 18.09.2018).

Статус: 
одобрено к публикации
Краткое содержание (PDF): 
Текст в формате PDF: